Аппарат для передачи и приёма звука ахроматического цвета В давние времена, когда я только начинал познавать кинематограф не просто как средство развлечения, а скорее как авторское искусство, главным открытием для меня оказалась концепция режиссерского почерка. В тринадцать казалось завораживающим, что почти все мои на тот момент любимые фильмы снял, как выяснилось, один и тот же человек. И уж когда меня чудесным образом поразило свежее кино от этого автора на абсолютно неинтересную тему про основание социальной сети, тут уж маленький Сережа осознал, что не важно о чем кино, важно как оно срежессированно. Кроме Финчера постепенно появились и другие любимчики - Линч, Кубрик, Аронофски, etc - но вот первая почетная роль главного нелюбимого режиссера тогда досталась хоррормейкеру Скотту Дерриксону. Что бы бедняга Дерриксон не снимал - ужасы про экзорцизм, фантастику с Киану Ривзом, продолжение франшизы Hellraiser - всё почему-то вызывало гнев. И вот спустя годы, когда я, уж простите, насмотрелся всяческого отборного дерьма, отрицательных эмоций к господину Дерриксону не осталось. Скорее обида за, кажется, небесталанного постановщика.
Главная моя проблема с Дерриксоном заключается в том, что его фильмам всегда чего-то не хватает для того чтобы оказаться или полным отстоем или хотя бы просто хорошим кино. Они просто средние, причем в самом классическом безоценочном понятии. Это вам не Нил Бломкамп, которого после одного удачного фильма возвели в ранг гения, а он и рад стараться, каждой очередной своей картиной демонстрируя как сильно зрители ошиблись с выданными ему авансами (но при этом все ещё жива большая армия его фанатов, которые сетуют, дескать, какой подлец Ридли Скотт, не дал недооцененному гению снять пятого 'Чужого'). У Дерриксона же даже нет громких провалов в карьере чтобы можно было его обругать: ремейк 'Дня когда земля остановилась' был просто никаким, пятый 'Восставший из ада' хотя бы забавно копировал Сайлент Хилл 2, приемлемый хоррор 'Шесть демонов Эмили Роуз' через неделю после просмотра я уже не мог вспомнить. Как кстати и 'Синистер', но после него хотя бы оставалось ощущение, будто посмотрел что-то действительно жуткое. Пожалуй, благодаря снафф-эпизодам и Итану Хоуку (и одному пересмотру чтобы вспомнить что там вообще было) я все таки могу назвать этот фильм лучшим в карьере Дерриксона. И вот спустя семь лет после крайней своей работы (на секундочку, марвеловского 'Доктора Стрэнджа', в котором не было ничего кроме пары удачных визуальных решений и шуточек) режиссер таки вернулся в большое кино, собрав беспроигрышную, на первый взгляд, колоду: снова хоррор про детоубийцу и снова Итан Хоук в касте.
'The Black Phone' основан на не самом удачном рассказе Джо Хилла (автора моей любимой серии комиксов 'Ключи Локков'). Оригинальный рассказ это такая концентрированная стивенкинговщина (даром что написанная его сыном), которую сам король ужасов набросал бы на салфетке, пока ждал свой заказ в ресторане. Но, как бы то ни было, к чести создателей картины сам фильм 'Черный телефон' именно в роли чуткой экранизации литературного первоисточника выступает вполне достойно. Для тридцатистраничного рассказа хронометраж в сто минут оказался прямо таки идеальным для того чтобы сценаристы (Дерриксон и его постоянный соавтор С. Роберт Каргилл) смогли полностью развить все идеи оригинального произведения (и не прибавить ни одной своей, но об этом позже). Хоук здесь получился очень устрашающим - да, он в этот раз играет маньяка, причем в образе очень далёком от оригинала (и слава богу). Разве что в паре кадров авторы не удержались и не смогли отказать себе в удовольствии закосплеить Пеннивайза, что в общем то, особо не выбивается из выбранной ими оченьстранноделовской (извините за выражение) стилистики. Из приятного здесь ещё есть два отличных перформанса: недооцененный классный артист Джереми Дэвис в роли классического кинговского отца-арбузера и ещё один актер из 'Синистера' Алексей Поляринов Джеймс Рэнсон, в короткой, но запоминающейся роли.
Главная моя проблема с новым фильмом Скотта Дерриксона опять в том, что ему нечего предложить зрителю нового. 'Чёрный телефон' это очередные 'stranger things' про детей в восьмидесятые (ну Окей, тут 78й и вместо разговоров про 'Нечто' тут болтают про 'Техасскую резню бензопилой', а вместо Dragon's Lair играют в Пинбол). Многие критики и зрители уже называют этот фильм лучшим в карьере Дерриксона и, честно говоря, они пожалуй и правы. В выбранном (непонятно почему) сеттинге на конкретной литературной основе режиссер смог выстроить один час сорок минут внятной и небезынтересной истории о противостоянии странного (без причины) маньяка со смелым мальчиком. История взросления в оболочке классического хоррора, которую юный поклонник Stranger Things один раз глянет в перерыве между выходом нового сезона. Но, как по мне, тот же 'Синистр' был хотя бы страшным. А 'Черный телефон', ну, приемлемый. Без негатива (да и без позитива тоже).
Оригинал