Каракатица Гезора, Краб Ганиме и Черепаха Камёба: Гигантские Монстры Южных Морей Иширо Хонда снял огромное количество кайдзю-фильмов, среди которых большинство были удачными или же вовсе шикарными. И после того, как ему навязали кошмарное детское кино «Атаку Годзиллы» в 1969, год спустя показал миру, что вовсе он не растерял хватку и намерен делать только качественные фильмы, как и прежде.
Поблагодарить можно и студию, Тохо решили в который раз вернуться к корням жанра, когда гигантские чудовища вселяли в персонажей фильма ужас и трепет, проделав невероятно качественную работу с этой картиной. И даже не смотря на то, что спецэффекты делал не Эйдзи Цубурайя, а Садамаса Арикава, монстры получились просто бесподобные!
В центре сюжета извечная фирменная троица героев, как и всегда у Хонды. Женщина и двое мужчин, на этот раз фотограф и учёный, с которым они уже даже вместе работали в прошлом. Они отправляются на небольшой остров, где крупная компания планирует устроить настоящий курорт, и им нужны красивые снимки. Вот только возле острова падает космический аппарат, отправленный к Юпитеру, но по дороге перехваченный неизведанным космическим организмом.
Существо способно существовать только внутри других созданий, само по себе не имеет конечностей. Американцы окрестили его «Космической Амёбой», и, связав космос и монстра с щупальцами, окрестили Йог — в честь лавкрафтовского Йог-Сатота. Фильм, конечно, серьёзный представитель кайдзю-жанра, но всё же едва ли вписывается в такие мотивы.
Кайдзю на острове появляются один за другим, так как космическое создание переселяется из тела в тело, увеличивая и мутируя существ в ужасных и разрушительных монстров. Остров обитаем, поэтому чудовищам есть, где разгуляться, круша хижины и различные постройки, то и дело утаскивая людей.
Первым или первой появляется Гезора — гигантская каракатица с нулевой температурой тела, оставляющая на телах «ожоги» от обморожения. Выглядит монстр отлично. И даже выпученные глаза здесь не должны никого смущать, вполне «кальмаровый» вид. А для сцен с людьми даже изготовлено множество щупалец в натуральную величину.
Гезора является местным божеством, так что одним из второстепенных сюжетных персонажей является староста-шаман из здешней деревни. Однако никакими мольбами монстра, конечно же, не унять. С ним есть отличные сцены и в воде, и на поверхности, да и вообще именно этого монстра здесь показывают, пожалуй, дольше всех.
Единственная слабость существа — это огонь. Предпочитающий холод монстр очень боится тепла, а ещё ведёт себя очень странно при нашествии пролетающей стайки летучих мышей, выдавая тем самым слабость управляющего им инопланетного создания.
Следующим появляется огромный краб Ганиме (или Ганимес в английской версии). Членистоногие всегда удавались Тохо лучше всего. Более того, Ганиме, пожалуй, выполнен даже лучше, круче и страшнее, чем гигантский омар Эбира в «Годзилле против морского монстра». Перебирает лапками, активно двигает челюстями, пускает пузыри, щёлкает клешнями и шевелит глазами на «палочках».
Если Гезора был(а) моллюском и имел(а) слабость к огню, позволяя заодно палить по своей коже из ружей, то хитиновый покров краба и его панцирь уже не позволяют людям так просто с ним разделаться. Однако это не последний монстр данной картины, зато самый живучий.
Третьей появляется Камёба — гигантская черепаха мата-мата, с устрашающими зубами, выпрыгивающим языком и вытягивающейся длинной шеей. Её шипованный и бронированный вид также мало что позволяет человеческим персонажам с ней сделать, кроме как удирать прочь и поскорее.
Сделана черепаха бесподобно! Тут вообще каждый монстр ещё круче предыдущего. Если к Гезоре ещё можно предъявить претензии из-за глаз и «шагающего» вида каракатицы, то уж краб и черепаха — просто идеальные кайдзю без малейших претензий к внешнему виду. Сочетание монструозности и реалистичности делает их одними из наиболее выдающихся монстров Тохо. Черепаха Гамера от студии-конкурента куда более популярна, хотя серьёзно уступает Камёбе по внешности.
Предпосылки к черепахе-мутанту уже были в фильмах Тохо, когда нам показывали неприятную экологическую ситуацию на острове Инфант, где обитает мотра. Но у Камёбы есть даже личная связь с Годзиллой — труп черепахи в камео появляется в одном из фильмов Миллениум-эры. Жаль, лицезреть саму схватку не получится.
Зато получится увидеть битву Камёбы с Ганиме — под конец остаются только эти двое, устраивая зрелищную «воскресную схватку двух якодзун». Фильм вбирает в себя всё лучшее, что есть в кайдзю-жанре. Здесь и начальное шествие Гезоры из моря, и поединок двух чудовищ.
Единственное что, хотелось бы под конец видеть всех троих. Например, открывающие титры, зачем-то представляющие зрителю сразу трёх чудовищ, создают впечатление, что в финале нас ждёт схватка «каждый за себя» всех монстров-участников картины. Однако этого, к сожалению, не происходит.
В остальном же претензий к фильму никаких. Акира Ифукубе написал восхитительную напряжённую музыку, ярко ложащуюся на атмосферу каждой сцены. У фильма отличные эффекты и студия даже не пожадничала портить костюмы для ожогов, взорванных глаз и прочих повреждений. Также прекрасно сняты все мэшапы с людьми, реалистичность у кадра отменная, и чудовища выглядят реально гигантскими.
Отличная здесь и игра актёров. Все персонажи очень яркие, причём фирменное трио довольно быстро разрастается побочными персонажами: снова есть линия с потерявшим память героем, как в «Радоне», на острове есть влюблённая в него туземка — так что знаковых женских персонажей тут аж два (причём, словно пользуясь потерей памяти любимого, дикарка тут же настаивает на проведении свадебной церемонии, что смотрится даже не столь забавно, как любопытно).
Ну, а главное, по дороге к главным героям присоединяется загадочный циник-антрополог Обата — его играет один из ведущих завсегдатаев кайдзю-жанра — Кенджи Сахара. Его персонаж имеет скрытые мотивы, лучше всех отыгрывает переполняющие его эмоции и производит просто колоссально-сильное драматичное впечатление под финал! Сравнить такого героя можно разве что с доктором Серидзавой из самого первого «Годзиллы».
Усмешки, слёзы, искренний ужас или радость — всё сыграно по высшему разряду, в этих персонажей веришь, за них переживаешь (учитывая, что у Тохо даже в более семейных и детских фильмах о Годзилле людей пожирают заживо гигантские лобстеры).
Как будто бы Хонда взглянул на то, какими приключенческими были фильмы Фукуды о Годзилле, снял своё островное приключение — «Побег Кинг Конга»,а затем и вовсе выдал без пяти минут шедевр, сделав вот это выдающееся и впечатляющее кино. Здесь на удивление даже любовная линия между островитянами смотрится уместной и не лишней, придающей картине ноток эмоциональности и драматизма, а вовсе не соплей.
Крепкая режиссура, отличная музыка, качественно сделанные чудовища и при этом ещё и замечательная игра актёров, подающих на экране грамотно прописанных персонажей! Фильм лихо превосходит очень многие картины своего времени и даже сейчас смотрится прилично. Может, не настолько круто, как «Санда против Гайры», но где-то близко, почти в самом топе кайдзю-жанра ранней эры.
9 из 10
Оригинал