Супергеройское кино «Ищут пожарные, ищет милиция,
Ищут фотографы в нашей столице,
Ищут давно, но не могут найти,
Парня какого-то лет двадцати.»(с) Продюсерский проект от Тимура Бекмабетова, по мотивам известных голливудских историй о супергероях, с желанием сделать и в нашей стране аналогичный блокбастер, стал именно тем, чем должен быть — первым достойным фильмом о нашем супергерое, лучшим русским фильмом 2009ого года, и просто зрелищным блокбастером в голливудских традициях. За такое кино не стыдно, даже наоборот берет гордость, что и у нас умеют делать так же, разумно вкладывая деньги и создавая такие произведения.
Сюжет из себя представляет современную Россию, в частности Москву, где «Человек-паук» соединяется историей с «Железным человеком». Мы имеем студента-неудачника из бедной семьи, пытающегося покорить сердце новенькой девушки, и на которого сваливается уникальная возможность, не доступная остальным. Фантастика в фильме вся научно обоснована, и летает автомобиль не по мановению волшебной палочки, а именно за счет возможностей советских изобретений и лучших умов нации. Параллельно же классический злодей, шикарно поданный лучшим злодейским актером нашего кино Виктором Вержбицким, пытается сделать улучшенный модификатор изобретения и обратить силу другим во зло — себе на благо. Множество сцен практически дословно цитируют «Айронмена» со «Спайдерменом», постоянно пересекаясь, но чувствуется от этого лишь восторг, и гордость за то — что и наши умеют так же!
Стильный видеоряд подпортить может лишь многообразие не скрытой рекламы, из которой уместно и органично смотрятся максимум 20% из имеющегося, этот фактор мозолит глаза и откровенно раздражает, и огорчает здесь тот факт, что из фильма в фильм такой прием никак не развивается. Резавшая глаза реклама в первом «Дозоре» точно так же осталась и здесь, никаких идей по более органичному применению и подачи не предпринимается вовсе. И, пожалуй, главнейший минус заключается именно в этом. В ощущении продажности и вынужденности снимать не кино, а рекламный ролик огромной кучи продуктов и продвижения брэндов. Это не серьезно, это не красиво и это просто ломает фильм по сути своей.
Симпатичная девушка на роли главной героини, одной улыбкой умеет согреть в лютые российские морозы, придавая фильму очарование и легкость, являясь основной для романтической линии и её развернутой драмы с конфликтами. Вержбицкий, как я уже говорил, выдал лучшего русского злодея, безупречно сыграв. К этому добавляются яркие Валерий Золотухин, Иван Жидков, Михаил Ефремов, а любителей наших сериалов обрадует младшенькая из «Папиных дочек».
И на фоне замечательного актерского тандема как-то не ловко смотрится главный герой. Дебют Добрыгина я не вижу чем-либо оправданным, и в его игре особо ярких черт не заметил. Роль героя с успехом могла быть обыграна, скажем, Павлом Прилучным из «На игре», на которого в образе бескорыстного героя, жертвующего собой ради спасения многих жизней, было бы очень интересно посмотреть. Но в итоге имеем довольно гоповатого, извините, паренька, которого в реальной жизни пожелаешь обойти стороной, а взгляд из-под капюшона говорит только «есть мобыла с камэрой пазванить?!». Может в этом хотели сделать изюминку? Мол среди таких вот тоже бывают герои? Но в это не верится. Это совсем не «обычный русский парень», это совсем не тот образ, который должен восхищать и сподвигать на подвиги, учить добру и помогать всему миру. Проблема фильма кроется непосредственно в ключевом персонаже. Ведь на западе, посмотрите кому отдают такие роли: Тоби Магвайр, Эдвард Нортон, Эрик Бана, Роберт Дауни младший, какие яркие и талантливые деятели, имеющие и опыт и харизму, на которых уже ради одного упоминания в касте пойдет смотреть огромное количество народу. Зачем же нужно было так безрассудно подходить к кастингу на главную роль в «Чёрной молнии»? Я не могу сказать, что Григорий сыграл плохо. Нет, он выполнил поставленную задачу на отметку «хорошо», но он совершенно не стал эмблемой, не продемонстрировал ни харизмы, ни очарования. И на фоне реально сильного молодого актера — Ивана Жидкова, смотрелся тускло и слабо. Если бы их поменять ролями — фильм бы только выиграл. Впрочем, может быть кто-то с этим и не согласиться.
Когда же начинается экшен, то зрелище захватывает дух, но частенько мельтешение визуала, ставящее как бы зрителя на место самого героя, шокированного первым внезапным полетом волги, мешает насладиться этим самым полетом. Определенно зрелищной составляющей не хватает плавности и красоты, как хорошо бы влилось что-нибудь в духе вида от первого лица в полете над ночной Москвой, огибая Кремль и просто высотные здания. Просто красивые сцены, мало нужные сюжету, но придающие фильму непосредственно атмосферу происходящего — являются очень нужным элементом жанра, и если «Железный человек» по-настоящему красиво летал просто так, тестируя возможности брони, то здесь корыстный менталитет человека русского не позволяет просто летать и любоваться, день супергероя расписан по минутам: вытащить рыбаков из-подо льда, спасти мальчика из горящего дома, ликвидировать смертельно опасную глыбу сосулек и многое другое, на что решился бы далеко не каждый смелый и отважный человек.
А здравая порция юмора, связанная с напоминанием о классической комедийной троице, не даст скучать, дополняя и вписываясь в общий сюжет небольшой побочной линией, имеющей также поучительный характер. Смешного в фильме не так уж и много, если разобраться, но тот юмор, который есть — действительно смешной.
Фильм «Чёрная молния», представляющая собой первый блин на кухне супергеройского кино нашей страны, отнюдь не стала традиционным комом, а по-настоящему показала возможности и потенциал нашей киноиндустрии и конкурентоспособность с западом. Фантастический фильм-праздник, идеальный для бодрого позитивного настроения и порции радости. И самое приятное, что к такому фильму не хочется что-то там добавить, а хочется к нему одного — продолжения! (и чтобы обязательно в 3D!)
9 из 10
Оригинал