Осторожно, спойлеры!
------------------------------------------------------------ ------------------------------------------------------------ ------------
Несмотря на то, что венгерское кино мне всегда нравилось, как-то фильмы Белы Тарра остались вне зоны моего внимания, хотя не раз про них читала, поэтому нашла несколько его фильмов, которые намереваюсь посмотреть. Первый из них - «Проклятие»/Kárhozat, 1988.
В каком-то сильно захолустном шахтерском, судя по некоторым признакам, городке живет некий уже не первой молодости мужчина Каррер (Миклош Секей), род его занятий тоже не известен, возможно, он помогает местному бармену с контрабандой, но уж явно не работает. Он без памяти влюблен в довольно привлекательную певицу из местного бара под говорящим названием Титаник, несмотря на то, что она замужем и муж в курсе его чувств, грозя наказать его по всей строгости мужского возмездия. Для того, чтобы побыть с возлюбленной какое-то время (переспать с ней), он рекомендует своему приятелю-бармену мужа певицы, погрязшего в долгах, в качестве доставщика контрабанды. Певица, судя по всему, к нему особых чувств не испытывает, как не испытывает их ни к кому, все ее мысли направлены на то, чтобы вырваться из этой дыры. Вскоре он убеждается в этом и сам, в результате доносит на контрабандистов в полицию. Вот и весь «сложный» сюжет.
Фильм — это, конечно, типичный артхаус, так что тем, кто с ним не дружит, лучше и не начинать смотреть. Прежде всего, тут стоит обратить внимание на визуальную сторону — фильм черно-белый, я бы даже сказала серо-белый, почти весь фильм идет дождь и мы подолгу наблюдаем за разными, иной раз очень длинными кадрами. Потом, конечно, диалоги, вернее, в большей степени монологи главного героя, который изъясняется такими псевдо-философскими даже иной раз фразами. Сюда же можно отнести и монологи одной из героинь — пожилой женщины, которая пытается удержать главного героя от связи с певицей, предупреждая его об ее отрицательных качествах, которая даже цитирует в одном месте Ветхий завет. К такому нехитрому содержанию можно привязать, конечно, множество разных «смыслов» (одиночество, бессмысленность существования и т.д.), что, видимо, автор и пытался сделать, но, несмотря на то, что фильм я, хотя и с некоторым трудом, посмотрела, не могу сказать, что меня каким-то образом задели там чьи-то чувства, всё это какая-то тягучая бессмыслица, хотя вполне могу допустить, что в жизни людей такое случается (в ней случается всякое, как мы все знаем), а визуальный ряд ничего, кроме тоски, не вызывает, видимо, так и было задумано. Так что сравнивать этот фильм с фильмами Антониони и Тарковского, как это делают некоторые критики, мне в голову не приходит, герои не вызывают ни симпатии, ни интереса. Но попробую посмотреть еще парочку его фильмов.