Американская история на букву Х «Американская история Икс» — один из самых противоречивых фильмов двадцатого столетия. С одной стороны — сильные образы, острая тема, драма, изменившая судьбы нескольких человек. С другой стороны — пропагандистская поделка (не подделка), лживое отображение жизни таких замкнутых систем как тюрьма и уличные субкультуры. Известно, что уже вовремя съёмок продюсер решил заменить в сценарии некоторые эпизоды, поссорившись при этом с режиссёром. «Благодаря» этому ходу, некоторая часть фильма выглядит неорганично (например, эпизода, в котором братья срывают нацистский стяг, не было в первоначальном варианте — его вписали в сценарий за несколько часов до съёмок).
Главные герои фильма — группировка подростков, которым свойственны неонацистские взгляды. Слово «подросток» в данном случае обозначает человека, поведением которого управляют гормоны, а не разум или жизненный опыт. Во главе группировки стоит некий Дерек Виньярд, который после смерти своего отца стал ярым националистом. Его младший брат Дэнни, как и свойственно младшим братьям, копирует поведение Дерека, слепо перенимая его идеи. Остальные члены шайки — предоставленная сама себе молодёжь, в большинстве своём неработающая и неполучающая никакого образования.
В головах этих подростков сидит мысль, что власть белой расы на земле наступит просто — достаточно избивать небелых продавщиц, выигрывать в баскетбол негров и носить различные вещи со свастикой. Получение образования, вхождение в силовые и экономические структуры, воспитание собственных детей, по мнению героев фильма, не улучшит их собственную жизнь, но вот изгнание «чурок» — обязательно. Режиссёр умело показывает эту регрессивную мысль, за что ему аплодисменты.
Но рано или поздно, подобный стиль жизни приводит человека в такое место, от которого не принято зарекаться. Дерек с улицы попадает в тюрьму. Многим может показаться, что это, в принципе, одно и то же — режиссёр даже показывает быструю адаптацию Дерека на зоне — но разница между тюрьмой и улицей есть и она огромная. Дело в том, что зону населяют взрослые люди, которые не питают абсолютно никаких иллюзий относительно жизни и мирового господства какой-то расы. Не понявший это «идейный» неонацист Дерек, вступает в неравный бой со своими «продажными» собратьями, и, что ожидаемо, терпит поражение (путём лишения чести). Сразу же после этого момента фильм из гениального превращается в обычную «клюкву».
Многие знают, что происходит на зоне с «опущенными» — люди становятся изгоями, без права спокойной жизни даже на несколько минут. В фильме наблюдается другое — Дерек продолжает жить нормально и даже питается за одним столом с «авторитетными пацанами». Тут видна рука продюсера, который либо не захотел показать тюремную жизнь без анального изнасилования (как было изначально), либо не захотел показывать дальнейшую бесправную жизнь Виньярда (как требует логика). Оба варианта, по мнению продюсера, шли во вред фильму.
В это время на свободе обезглавленная группировка не разбегается, как это происходит в 90% случаев, а продолжает свою деятельность. В настоящей жизни лидером может стать либо сильный, либо умный, но после осуждения Дерека во главе шайки не появляется подобный ему человек, что абсолютно противоречит логике. Видно продюсер в ущерб логике решил показать конфликт идеалов освободившегося Дерека с идеалами его друзей, которые так и не поумнели.
Лишь только родной брат Дерека понимает его, и всего за один день меняет свою точку зрения на абсолютно противоположную. С точки зрения продюсера, подростки, особенно в период своего созревания, ведут себя именно так — по первому требованию меняя всё, что отличало его долгое время от своих сверстников.
Повторюсь, в первоначальный сценарий заложены совсем другие идеи (не зря режиссёр хотел вычеркнуть своё имя из титров, и даже вычеркнул себя из списка сценаристов), но тот бы фильм, будь он снят, не привлёк бы внимания зрителей и не окупился бы в прокате. Но заведомо искалеченный он ставит новую планку драматического кино, преодолеть которую очень сложно.
9 из 10
Оригинал