«Пекло» с небольшого рассказа о гаснущем солнце и единственной надежде человечества, корабле «Икар», чей экипаж должен зажечь новое солнце. Но «Пекло» сосредоточено не на конце света, но на персонажах и их взаимодействии в закрытом пространстве, а позже и в стрессовой ситуации. Отношения в группе показаны мельчайшими штрихами, из-за которых каждый персонаж становится неповторимым. Трей лучится радостью, когда корабль достигает Меркурия и неловко кладет руку Сёрлу на плечо. Трей дежурит по кухне. Трей делает ошибки в расчетах. И он не менее важен, чем Роберт или Мейс. Коразон не просто выполняет свою работу, она любовно выращивает сад, обеспечивающий кислородом весь корабль. Сёрл смотрит на солнце, говорит о солнце, в его уста и вложены слова о свете, затмевающем все. Но дольше всего можно говорить о Кейпе и Мейсе.
Начиная с первой сцены, зритель видит вражду этих персонажей, и это явно не иррациональная антипатия, возникшая на пустом месте. Таким образом, фильм кажется продолжением чего-то, оставшегося за кадром, но продолжением целостным. Я постоянно ловила себя на мысли, что хотела бы узнать причину неприязни Мейса к Роберту, причем неприязнь эта сочетается с уверенностью в его профессионализме. Т. е. Мейс может обвинить Кейпа в неспособности принять верное решение, но это будет упрек его личным качествам, а не профессиональным. И тем более, он не позволит своей антипатии поставить под угрозу операцию. Несколько раз Мейс спасает Кейпа, и способность сосредоточиться на выполнении задания в сочетании с несдержанностью на бытовом уровне и жесткостью делает его невероятно сильным персонажем. Интересна и Кэсси, мягкая и тихая, не способная согласиться со смертью одного человека, которая повлечет спасения миллиардов других. Она является полной противоположностью Мейса, хоть и не противопоставлена ему открыто (единственный протест с ее стороны случается на собрании, где члены команды решают, что делать с Треем). Хорошо показанная психология закрытого пространства неизменно украшает произведение, и неизменно поведение людей становится самой страшной частью такого произведения (мне моментально вспоминается мисс Кармоди из «Тумана» Стивена Кинга).
Дэнни Бойлу неизменно удается показать то, как персонажи приходят к безумию, их нервозность (этим был хорош, например, Дэвид из «Неглубокой могилы»). «Пекло» показывает не приближение апокалипсиса, а людей. И их хрупкость, одиночество, всплески эмоций передаются зрителю благодаря музыкальному сопровождению, крупным планам и изображениям, находящихся будто не в фокусе.
Мне пришло в голову, что «Прометей» Ридли Скотта очень похож на «Пекло» Дэнни Бойла. Оба фильма говорят о людях, решивших поиграть в бога (в «Пекле» команда не только спасает Землю, сопротивляясь естественному ходу вещей, но и принимает решение, кому жить, а кому умирать). Это фильмы об одиночестве, космос ведь буквально пропитан одиночеством ("all alone in space in time…»). Мотивы эти сплетаются воедино, но главными все равно являются люди. Они несовершенны, если сравнивать с космосом, несовершенны вдвойне. И дело в них.
К плюсам чисто визуальным относятся работа со светом и выбор актеров. Роберта играет Киллиан Мёрфи, Мейса — Крис Эванс, Кэсси — Роуз Бирн.
Написала я много, но единственное, что необходимо знать об этом фильме — его стоит смотреть.
10 из 10
Оригинал