Сказ о том, как Вуди Аллен высмеял экзистенциалистов. В XX веке Аллен восхищался европейскими экзистенциалистами (правда, в основном от культуры) вроде Бергмана и благоговейно их упоминал. Но в 2015 году он решил с ними поспорить, подшутить над ними с жесткой иронией. И это без сомнения превосходный шаг, отчасти позволяющий увидеть эволюцию самого. Аллена. Не зря фильм начинается с упоминания ключевой для экзистенциалистов идеи: нужно достигнуть дна, чтобы обрести понимание своего бытия. И заканчивается он той же мыслью. «Хорошо», – говорит Аллен, – «А что если человек обретет смысл жизни тем путем, который вам не понравится? Что вы тогда скажете? Оставите его без смысла жизни или оправдаете его?» Этическая ловушка. Кант говаривал, что у человека в душе звучит голос, повторяющий моральный императив. Ну хорошо, сейчас зазвучит. Не случайно герои весь фильм перебирают экзистенциалистов, от самых религиозных (Кьеркегор), до самых атеистических (Сартр).
Есть в фильме отсылки к Достоевскому и Ницше, хотя последний не упоминается ни разу. Но Эйб Лукас совсем не Раскольников. У Раскольникова не получилось, а главное он свалился в тяжелейшую депрессию. Эйб антираскольников, он ощутил-таки себя сверхчеловеком. А попутно реализовал голубую мечту экзистенциалистов. Фильм перекликается и с «Матч поинт» (2005), и с «Мечтой Кассандры» (2007), но в целом по проблематике он ближе к «Веревке» (1948) Хичкока. В первых двух есть четкий мотив – корысть. Присутствует еще одна ироническая тема: бесплодность интеллигенции. Она вечно будет рефлексировать, осознавать, рассуждать о том, что хорошо, а что плохо, но никогда ничего не сделает. Она бесплодна. Недаром в «теоретический» период жизни Эйб в постели может только лежать рядом с женщиной. Итак, основная идея великолепна, и за нее десятки не жалко. К сожалению, не все так радужно.
Сценарий оставляет желать лучшего. Первые сцены служат для раскрытия героя. Они чрезвычайно искусственны. Участники только и делают, что рассуждают о главном герои. Словно у них нет других интересов в жизни. Другие сцены возникают только для продвижения сюжета и включают только центральную линию повествования. Искусственность правит бал. Также начинает раздражать фокус на жизни верхнего среднего класса. Все эти конные прогулки и занятия фортепьяно. Плюс не порадовала Эмма Стоун. Возможно, она хорошая актриса, но здесь она демонстрирует однообразный и неубедительный образ.