Вся жизнь О. Ларионовой тесно связана с Ленинградом (С.-Петербургом): здесь она родилась, училась, окончила физический факультет ЛГУ (по образованию - физик), некоторое время работала инженером в ЦНИИ металлургии и сварки, а в 1967 г. окончательно и бесповоротно стала профессиональным писателем.
Ее литературный дебют состоялся в 1964 г. рассказом Киска , а вскоре появилось и первое крупное произведение писательницы, принесшее ей большую известность - роман Леопард с вершины Килиманджаро (1965). В основе лежал оригинальный сюжет: непредусмотренный эффект приводит к тому, что на Землю возвращается звездолет, несущий на борту записи о датах смертей всех живущих на Земле. Люди оказываются перед испытанием, требующим от них нравственной высоты и духовной стойкости. Подобный оборот достаточно характерен для творческой манеры Л.: писательница любит строить свои произведения по принципу опредмеченного парадокса. .
С 1966 по 1968 г. Л. активно публиковала по несколько произведений в год. Итог данному периоду подвел сборник Остров мужества (1971 г.) Дальнейшие годы оказались крайне неблагоприятны для фантастики: ее мало издавали, подвергали жесткой цензуре; поэтому неудивительно, что писательнице, вплоть до начала восьмидесятых, удавалось пробиться только в журналы. И все же в 1981 г. Л. сумела выпустить второй авторский сборник Сказка королей в Лениздате. Через два года за ним последовало московское молодогвардейское издание - Знаки Зодиака .
В 1985 г. Л. опубликовала первую повесть из одноименной трилогии под названием Соната моря , а в 1987 г. за это произведение ей была вручена премия Аэлита , присуждаемая за лучшую книгу года. Полностью трилогия, озаглавленная на сей раз как Лабиринт для троглодитов , увидела свет в 1991 г. Тогда же появился итоговый по восьмидесятым годам авторский сборник Формула контакта .
Вскоре после Сонаты моря , в 1988 г. Л. начала писать стилизованную космическую оперу - повесть Чакра Кентавра . Задумывалась она как литературная шутка, своеобразная пародия; получилось же произведение цельное, многозначное, философски насыщенное. Повесть вызвала восторг читателей, открытый конец давал возможность продолжения, и все же оно появилось по разным причинам только в 1996 г. Чакра Кентавра и Делла-Уэлла , объединенные, образовали роман и получили название Венценосный Крэг .
Творчество Л. практически не подвержено веяниям литературной моды: предпочитает обходиться без мистики и ужасов, не склонна писать многотомные эпопеи, сохраняет верность космической теме. Герои ее произведений - легко узнаваемые люди, в жизни которых есть и трагическое, и комическое. Причем, автор много пишет о любви, ее многоликости, многогранности, неоднозначной связи с моралью: Почему на свете существует убеждение, что любовью можно оправдать все злодеяние, глупость, кощунство?.. ( Картель ). Любят герои Л. иногда мучительно, вплоть до самоуничтожения, иногда - скрытно и, на первый взгляд, буднично, но всегда это чувство оказывается той лакмусовой бумажкой , которая позволяет проявиться душевной сущности каждого.
В фантастике Л. активно ощущается женское присутствие, которое можно расценивать как программное для писательницы: Любое дело без женщин - обязательно гадость. Вот война. Вот полиция. Вот политика... ( Сказка королей ). Женские персонажи ее произведений овеяны романтикой и наделены особой прозорливостью - именно они умеют прозревать суть, легко, не задумываясь, отделяя важное от неважного, бытийное от бытового.
Авторской манере Л. свойственно сочетание возвышенного и подчеркнуто приземленного, сентиментального и насмешливого. Даже в самых лирических своих произведениях писательница не позволяет читателям расслабиться , настроившись на определенный лад: Приснись на новом месте жених невесте... Приснился птеродактиль ( Соната моря ).
Фантастику Л. можно назвать традиционной, отличающейся от прочих наличием сказочно-притчевой основы, естественно сочетающейся с научно-фантастической надстройкой . Не случайно именно ей принадлежит уникальный в русской литературе цикл рассказов-повестей по мотивам картин Чурлениса . Сама писательница склонна иронизировать по этому поводу: Ольга Николаевна, да что вы? У вас же типичная сайнс фикшн, какие тут к черту ангелы? Ах, да не придирайтесь, пожалуйста, ангел тут никакой роли не играет, просто мне нужен некто всеведущий, но отнюдь не всемогущий - взгляд со стороны. Так что оставьте его в покое - пусть поглядит ( Лгать до рассвета ).