*** Полковник Корнилов (Юрий Яковлев) расследует преступление: неизвестный среди белого дня пырнул ножом в живот кассира Невельскую и выхватил у неё из рук чемодан с деньгами. Свидетелей трое: влюблённый в бухгалтера фотограф, наслаждавшийся в момент грабежа кружкой пива, мальчишка, прогуливавший физкультуру, и дед-инвалид, сидящий перед окном. Никто ничего толком не видел. Да, здоровый парень, но как был одет, откуда взялся, куда побежал - неизвестно.
Вот и начинай расследование. В команде следователя Корнилова два человека - начальник РУВД Алабин (В. Никитенко) и майор Беляев (Э. Романов). Спокойные, уравновешенные, находчивые, наблюдательные люди интеллигентнейшей наружности.
Я не так много советских детективом пересмотрела, но какие попадались отличаются какой-то особой атмосферностью. При этом не сразу соображаешь, как это так ловко сыщики работают. Вроде бы тянется дело, кто-то куда-то ездит, ходит, за кем-то следят, ведутся беседы с самыми разными людьми, а потом - бац!- сложилась картинка.
Обычно, когда смотришь кино такого жанра, хочется поскорее узнать, кто преступник, поэтому в напряжённом ожидании многого не замечаешь. Но вот в 'Трёх ненастных днях', даже несмотря на внутреннюю торопливость, всё равно успеваешь разглядеть каждого героя. Например, очень здорово играет фотографа Студёнкина Вячеслав Захаров. Приятно наблюдать за человеком, влюбленным в своё дело.
'- А в цвете вы снимаете?
- Нет, не люблю цветную фотографию. Убивает фантазию зрителя. А в искусстве в любой работе должна быть.. как это сказать...недоговорённость, что ли...'
А вот пенсионерка, которая столкнулась с преступником в подворотне, когда возвращалась из магазина. Ей не хочется иметь никаких дел с милицией.
'-Каждый несёт свой чемодан. Есть такая английская пословица. Вот вы милиция, вы и разбирайтесь, а я не свидетель. Бога ради, вы не приплетайте меня к этой истории. Ну видела, да, да, видела. Ну бежал, бежал. Я несла а авоське, я уже говорила вашему товарищу, два десятка яиц. Кстати, два яйца оказались битыми... У меня не такая пенсия, чтобы я могла позволять себе покупать два десятка яиц каждый день. Поэтому когда он налетел, как ураган, как смерч, я потратила все усилия, чтобы прикрыть собой авоську. Что, я виновата, да?
- Нет, вы не виноваты. Мы виноваты в том, что среди бела дня ударяют женщину ножом и никто ничего не видит. И холестерин будет в порядке, и давление не поднимется. 'Моя хата с краю' - и всё нормально, всё правильно'.
А ещё в 'Трех ненастных днях' очень хорошо передана атмосфера дождливого ноябрьского Ленинграда (особенно дороги были хороши).
Но, что очень важно, не чувствуется какой-то тоски или уныния. Может быть, благодаря тому, что следователь Корнилов очень деятелен, а главное - неравнодушен к происходящему.
'С преступниками мы справляемся, но как распознать человека, который не совершил преступления, но готов к этому?..'
'-Валентина Николаевна, всё лето рядом с вами был человек. Он нигде не работал, чем занимался - неизвестно; где жил - неизвестно. Неужели вас это не волновало? Вы его любили?
- Нет.
- Нет. Тогда я не понимаю, что вас с ним могло связывать? Чего вам не хватало? Не как официальное лицо, я просто хочу понять.
- Откуда я знаю? У него всегда были деньги. Рестораны - пожалуйста. Новые платья, джинсы, сапоги - пожалуйста. И я подумала: человек умеет жить. Почему я, как дура, должна стоять за этим прилавком и белого света не видеть?.. Это лето я не скучала'.
Вот неважно, 2023, 1978 или 129 год на дворе. Всегда есть люди, которые хотят жить красиво, легко. Да и ничего бы, но ведь это почти всегда за чужой счёт получается.
'Три ненастных дня' - хорошее жанровое кино, в котором, несмотря на простоту, есть, та самая недоговорённость, о которой говорил фотограф Студёнкин.