Будучи довольно хорошо подготовленной к просмотру как ознакомлением в свое время с самим делом Дрейфуса, в то время в основном на базе обсуждения письма Эмиля Золя, озаглавленного, как и фильм в оригинале, "Я обвиняю", так и чтением рецензий, смотрела уже, чтобы выяснить для себя, как снято, хорошо зная, о чем снято. На мой взгляд, снято хорошо, вполне такая качественная иллюстрация к материалам, которые доводилось читать. Правда, самого романа, положенного в основу фильма, я не читала (и не буду читать), но судя по фильму, он вполне соответствует всем версиям, опубликованным ранее, вплоть до цитирования некоторых высказываний персонажей, которые, очевидно, были в свое время записаны. Правда, обнаружила некоторые детали - я читала, что Анри и Эстерхази были дружны между собой, что возможно послужило одной из причин того, что Анри стал его покрывать и подтасовывать материалы, боясь не только за него, но и за себя. Он же призвал на помощь клерикалов-антисемитов, развернувших кампанию в прессе. Этого в фильме не прозвучало, Анри выглядит несколько туповатым для такого рода деятельности. Остальные военные персонажи разнообразны и весьма колоритны (некоторые до отвращения), круговая порука процветала, в методах не стеснялись. Надо сказать, что вся история с делом Дрейфуса выглядела в действительности гораздо более многокомпонетно, многофигурно и много еще чего по сравнению с тем, что показано в фильме. Там мы видим всё происходящее как бы глазами Пикара (в книге повествование ведется от его лица), он выглядит на фоне основного большинства персонажей весьма положительным героем, хотя никогда не был, к примеру, юдофилом, просто он оказался честным человеком и когда в его руки попали настоящие документы, он не смог промолчать, как ему велели, так что и он нахлебался будь здоров сколько. Несмотря на то, что прожил он недолго (умер, не обратившись к врачу после падения с лошади), успел после оправдания дослужиться до чина дивизионного генерала и чина военного министра. Не знаю, насколько соответствует действительности эпизод с их встречей с Дрейфусом, в котором тот ходатайствует о включении ему в выслугу лет срока его тюремного заключения, как это было сделано в случае с Пикаром, подтверждения не нашла, хотя сильно и не искала. Дрейфус после освобождения сразу вышел в отставку, тогда ему было присвоено очередное звание майора, он не пожелал оставаться на военной службе, вернулся он в армию уже во время Первой мировой войны, тогда и получил звание подполковника. Пикар действительно стал военным министром в 1906, когда и оправдали Дрейфуса, но вот встречались ли они, вопрос. Сама встреча мне в фильме не понравилась, думаю, зря Полански поставил точку в этом месте, как-то не очень достойно было приходить Дрейфусу с этим требованием к человеку, благодаря которому он вообще оказался на свободе. Актерский ансамбль в фильме хорош, актеры подобраны вполне в соответствии с персонажами, с точки зрения режиссуры никаких особых откровений я не увидела, но фильм посмотрела с интересом.
Дуже спокійний, і в той же час напружений фільм, який не відпускає, і який міняє твій світогляд. Ідеально вивірені кадри, які ще більш чіпляють, якщо Ви ознайомитеся з газетними замальовками, сучасними справі Дрейфуса. Робота Поланскі - така собі ІзоІзоляція: здається, що газетні шпальти оживають. Неперевершений каст. І ще раз приходить усвідомлення - навіть у стані дрімучого переслідування євреїв та жорсткої кастовості військових, демократія працює. Тому що всі наші реалії кричать про те, що вже прямо зараз має статися вбивство. Тому що ми виросли у реаліях, де такі люди не виживають. І після закінчення фільму перша думка – режисер прикрасив, насправді було не так. Але ні – саме так і було. Цей факт змушує сподіватися, що людство не безнадійне.
Фильм «Офицер и шпион» в оригинале называется «J`accuse» — в переводе с французского «Я обвиняю», что посвящено статье писателя Эмиля Золя в 1898, в которой он обвинял государственную систему в несправедливости к одному отдельно взятому человеку (офицеру Дрейфусу — еврею). Режиссёр Роман Полански сам пострадал от системы, будучи обвинённым в сексуальных преступлениях. Понятно, что фильм он заснял про себя. Когда в пучине переплетения интриг и многих интересов сминается индивид. Кино от старого маститого режиссёра, которое снято по-старому, в неспешном ритме, где много внимания уделяется интерьеру, скрипу старого паркета, костюмам и усам, получило ряд наград и является небезынтересным «интеллектуальной» публике.
Пусть фильм в конце повествования оказывается не таким наивным, как он себя преподносит всю дорогу, но Роману Полански не удалось, я считаю, раскрыть материал. В мире шпионажа и большой политики сталкиваются системы, где каждый выживает и борется, по большому счету, за деньги изо всех сил. Причины этой борьбы, мотивация персонажей, вынужденных принимать решения, давление и угрозы от заинтересованных лиц, в этом фильме не раскрыты. Стороны конфликта, настоящие акторы (разные элитарные группы и конкурирующие меж собой структуры правительства Франции, немецкое правительство) процесса Дрейфуса в кино не представлены. Фильм должен вызвать жалость по отношению к человеку, которому не повезло оказаться меж огней, и всё. По мне, это не очень интеллектуально.
Отлиный сценарий, режисура, оператор, художник по костюмам и актеры.
Как всегда у Поланского в фильме крепкий сценарий, следить за сюжетом интересно. Отличная операторская работа, никаких спецэффектов, никаких красивостей, но много крупных планов, картинка запоминается. Отличный художник по костюмам, тем более в фильме много крупных планов, когда можно даже структуру ткани рассмотреть. Действующих лиц в фильме достаточно много, но благодаря отличному сценарию и хорошим актерам все характеры героев полностью раскрыты, даже второстепенных, мотивы поступков понятны. В целом фильм сделан очень профессионально.
Теперь касательно сюжета. Дело Дрейфуса было больше общественно-политическим, чем шпионским, в фильме же акцент сделан на шпионской составляющей. Но до первой мировой войны уровень разведок во всем мире был по большому счету дилетантский, никакой системы и профессионализма, что очень хорошо отражено в фильме. Тема антисемитизма затронута только боком, хотя в этом деле она играла главную роль. Центральной фигурой в фильме является Жорж Пикар, главный разоблачитель дела Дрейфуса, сам же Дрейфус здесь в виде камбеков. Очень хорошо показана внутренняя кухня судебного процесса. Неслыханная для нашей страны открытость процесса и это уже в позапрошлом веке. Большое значение во всем этом свободной прессы. Так что история абсолютно не устарела.
Мощная картина Романа Полански (премия Большого жюри Венецианского кинофестиваля (2019) и премия Международной федерации кинопрессы (2019)) о силе человеческого духа и вере в справедливость, даже не смотря на то, что порой беспристрастность Фемиды вызывает огромные сомнения, а власти имущие могут в лёгкую лишить оную и слуха, ввергнув в пучину преступных пароксизмов.
Хрестоматийное дело Дрейфуса, пропитанное неприкрытым антисемитизмом, и его блестящее художественное воплощение- болезненное напоминание о тотальном коллапсе нашей судебной системы. То, что было доступно европейскому гражданину уже полтора века назад, для России 21 века было и остаётся полнейшей утопией.
Довольно снедающее чувство!
Оригинальное название фильма (и романа), «J'accuse» («Я обвиняю!») — заголовок знаменитой статьи Эмиля Золя, публикация которой 13 января 1898 года в парижской газете «Аврора» («L'Aurore»), редактируемой Жоржем Клемансо, взорвала общество, разделив на дрейфусаров и антидрейфусаров не только всю Францию, но и почти всю Европу, и положила начало развернувшейся во Франции и во всём мире кампании за справедливый пересмотр дела Дрейфуйса.
Визуально безупречная костюмированная драма с блестящими актерскими работами- отличный повод устроить интеллектуально-познавательный киновечер.
Один из лучших фильмов последних лет. Основанный на реальных событиях, с крепким сценарием и актёрской игрой, выше всяких похвал. Длинный, но не затянутый. Каждый кадр, каждый эпизод органично вплетается в повествование.
Обожаю фильмы на реальных событиях. Восхищаюсь такими честными и принципиальными офицерами, описанными в фильме. Настоящие люди чести, на коих и держатся государства.
Довольно нудноватый. Но интересна сама история. Оказывается евреев гнобили задолго до Гитлера. Снято качественно, но к просмотру совершенно необязателен.
фильм немного разочаровал. Из него совершенно непонятно, какую роль сыграло дело Дрейфуса в истории, почему оно так будоражило умы, и почему до сих пор на слуху. Также мало понятны все эти перипитии, почему судьи принимали разные решения, какие факторы влияния были (сценарист мог бы их и выдумать). Я уж не говорю про то, что сложно разобраться в калейдоскопе военных чинов, кто из них какую роль играет. В общем сценарий слабый. Нерва нет никакого. При том что хронометраж фильма весьма солидный. А на выходе можно рассказать в двух предложениях. Плюсы , конечно, есть. Смотрится все красиво, достаточно реалистично. Но не зацепило
После просмотра фильма еще раз задаешься вопросом, что любого человека могут обвинить и сломать жизнь. Честь и стойкость главного героя вызывает уважение.
Роман Полански - давно уже заслуженный талантливый кинематографист и известный фигурант громких сексуальных скандалов чьим творчеством, несмотря на общепризнанные его шедевры, я никогда не интересовался, во многом в силу чрезмерного хронометража его картин. Однако нашумевший участник различных фестивалей, прошлогодний 'Офицер и шпион' (J'accuse, 2019) привлек мое внимание всилу активного его обсуждения среди знакомых кинообозревателей.
И вот, руки дошли и до этой картины, которую многие незаслуженно называли попыткой Полански оправдаться и высказаться о своей собственной невиновности в педофилии. Однако копаться грязном белье именитого режиссера не хочется, да и фильм не производит вид эдакого оправдания. Напротив, кино оказывается своего рода отражением современности, эдакой карикатурой на нашу действительность через призму рубежа 19 и 20 столетий. Который еще раз доказывает, что люди не меняются, каки времена.
Что ж, если разбирать фильм подробно, то стоит сразу предупредить любителей зрелищного кино, что тут смотреть не на что кроме превосходного антуража Франции конца XIX века - это костюмированная драма, эдакий судебно-производственный триллер, в котором сам Дрейфус, из-за которого начинается весь сыр-бор, персонаж даже не второ-, а третьестепенный, мелькающий в знаменитой сцене лишения его погон и оружия и исчезающий на все действие, уступая экранное время Жану Дюжардену, более привычному в комедийных ролях, но здесь очень удачному (да еще и внешне похожего на прототип).
Дюжарден, в отличие от своих прошлых ролей, в образе бывшего преподавателя Дрейфуса в Военной академии, возглавившего военную контрразведку, необычайно серьезен и не привычен, но образ сидит на нем как прекрасно подогнанная парадная форма. Не смешат даже неловкие закрученные, но в то время модные французские усики. Полковник Пикар - фанатично преданный Родине служака, причудливый и местами дерзкий одиночка, упрямый правдоруб, не лишенный противоречий (верный своей стране офицер является любовником жены своего же товарища). Образ дополняет дубляж Ильи Исаева, 'отечественного голоса' Тома Харди. Кроме него можно выделить разве что Матье Амальрика, известного в основном по злодейским ролям, но здесь неожиданно ярко блеснувшим в образе мирового отца криминалистики Альфонса Бертильона.
Но основная идея картины не так очевидна. Конечно, лишь взглянув на синопсис киноленты, становится понятно, что фильм осуждает антисемизм, рассказывая первую 'антиееврейскую' историю, которая стала фактически прологом к последующим уголовным делам с 'еврейскими заговорами' по всему миру, Холокосту и многим другим связанным с антисемизмом историческим событиям и трагедиям. Само дело Дрейфуса в свое время раскололо общество на два лагеря - противников и поддерживающих, одну из сторон которых занял даже Жюль Верн - но кино сосредоточено не на общественных настроениях, а на судьбе Пикара. Главного героя, беспристрастного военного и контрразведчика, по полной программе притесняют и прессуют высшие чины армии, которым он своим расследованием фактически объявляет войну. Ведь генералам Министерства обороны проще 'замять' разразившийся скандал в зародыше, чем признать собственное разгильдяйство, понести за это ответственность, принести извинения (да еще и перед 'каким-то евреем') и доверить профессионалу поиски настоящего предателя. Это не шпионский триллер, хотя здесь есть место усиливающемуся саспенсу, и это не исторический детектив, хотя здесь есть элементы обоих жанров. Это грустная судебная драма, в которой, как это уже известно, все завершится хэппи-эндом, но сперва героям придется пройти через определенные страдания, оскорбления и унижения, но благодаря внутреннему стержню они не сломаются. Эта идея роднит ленту с тематическим побратимом, 'Шпионским мостом' Спилберга, но еще больше - с 'Делом Ричарда Джуэлла' Клинта Иствуда. Да и сам 'Офицер и шпион' кажется очень иствудовской историей, хоть и снятой любителем 'анти-антисемизма' Полански.
Роман Полански очень умело выбирает сюжеты для своих фильмов: исторический факт, автобиография, книга. И на этот раз он также не прогадал, взяв за основу реальное резонансное дело французского капитана Дрейфуса, которого обвиняли в шпионаже. И на протяжении всего фильма справедливости для Дрейфуса пытается добиться полковник Пикар, в расследование которого всеми силами вмешиваются офицеры рангом повыше.
Если характеризовать 'Офицер и шпион' одним словом, то этим словом будет - неровный. При продолжительности в 2 часа фильм по смыслу и темпу повествования можно разделить пополам. Первая часть - слишком размеренная и аккуратная, по бОльшей части ориентированная на сбор улик Пикаром. Вторая - скомканный судебный процесс по оправданию Дрейфуса. В погоне за достоверностью и проработанностью картины, Полански вводит огромное количество бесполезных персонажей, имена которых начинают путаться уже в середине фильма, а одинаковые визуальные образы усатых французских вояк вносят еще бОльшую неразбериху. Вместе с бесполезными персонажами в фильме присутствуют ненужные эпизоды, а в этих эпизодах есть ну очень странные и неочевидные мизансцены, намекающие на что-то, но в результате ни к чему не приводящие. Также, вводя миллион побочных персонажей, Полански как будто забывает немного о Пикаре, которому приходится весь фильм ходить с одной эмоцией на лице. Да, конечно, главная догма фильмов - показывай, а не рассказывай - но надо помнить и о том, что показывать надо только то, что действительно имеет вес. Перекроив сценарий и поставив в центр истории именно судебное разбирательство, в ходе которого бы и всплывали флешбеки, раскрывались бы персонажи - можно было бы избежать ошибок, которые допустил Полански, но тогда это было бы совсем другое кино.
Как итог, 'Офицер и шпион' - самый обычный и не выделяющийся фильм, который прошел бы мимо меня, будь он снят не Романом Полански.
Прекрасное кино. Отличные актёрские работы и детально раскрытая история, которая для не французов известна более-менее только в изложении Марселя Пруста.
Сотрудник французской спецслужбы капитан Дрейфус объявлен особо опасным преступником. Официальное обвинение — государственная измена и шпионаж в пользу Германии. Бывший наставник Дрейфуса Жорж Пикар ведет собственное расследование: ему необходимо найти таинственную «секретную папку», чтобы доказать невиновность своего подзащитного. Но охотится за ней не только он.
Дело Дрейфуса — судебный процесс в декабре 1894 года во Франции и последовавший за ним социальный конфликт (1896—1906) по делу о шпионаже в пользу Германской империи офицера французского генерального штаба, еврея родом из Эльзаса (на тот момент территории Германии) капитана Альфреда Дрейфуса, разжалованного военным судом и приговорённого к пожизненной ссылке при помощи фальшивых документов и на волне сильных антисемитских настроений в обществе. Дело получило большой общественный резонанс и сыграло значительную роль в истории Франции и Европы конца XIX — начала XX веков.
Фильм начинается с 5 января 1895, когда при построении с капитана Дрейфуса 'сдирают' все офицерские 'знаки отличия', а его шпагу - ломают об колено. Новый начальник разведывательного бюро, полковник Жорж Пикар, указывает генералу Гонзу на практически абсолютное совпадение почерка бордеро с почерком другого офицера - майора Эстерхази, ведшего к тому же очень широкий образ жизни. 'Уносить секрет в могилу - наша профессия!' - говорят ему, и вскоре переводят в Тунис, и в ссылку по гарнизонам, когда он тем временем пытается скрыть 'любовные отношения' с женой министра. В фильме также приведён знаменитый эпизод с писателем Эмилем Золя и его письмом в местную газету, в котором очень решительно утверждалось, что бордеро сфабриковали Эстерхази и Анри, а генеральный штаб и военное министерство сознательно губили ненавистного им лично Дрейфуса, чтобы выгородить виновного Эстерхази. Письмо Золя произвело во Франции и в Европе потрясающее впечатление - вся Франция поделилась на дрейфусаров и антидрейфусаров, между которыми велась ожесточённая борьба. В дальнейшем, если вспомнить эти исторические события Дрейфус был окончательно оправдан, был восстановлен в армии и награждён орденом Почётного легиона.
Культовый режиссёр Роман Полански (который в последние годы, сам находился, кажется в 'бесконечных скандалах') вновь заявляет о себе, и восстанавливает подробную 'хронику' этого знаменитого события на стыке веков - полноценное 'историческое расследование' с дотошным 'антуражем' Парижа конца XIX века, и с прекрасной, операторской работой Павла Эдельмана - экранизацию одноимённого романа Роберта Харриса. В фильме задействованы одни из главных, современных французских актёров: потрясающий Жан Дюжарден (одна из его лучших работ), Луи Гаррель, Эммануэль Сенье и многие другие. Фильм был удостоен Премии Большого жюри Венецианского кинофестиваля (2019) и премии Международной федерации кинопрессы (2019). После всех событий, Пикар и Дрейфус виделись лишь однажды, а это 'дело' Пикар считал - чисто 'офицерским': где он отстаивал честь 'офицерского мундира'.
Долгие годы я считал, что в ленте 'Жизнь Эмиля Золя' с Полом Муни в главной роли самым полным образом раскрыл дело Дрейфюсса. В силу этого обстоятельства выбор Романом Полански этой темы выглядел не слишком очевидно. Но реалии нивелировали все сомнения. Получилось очень мощно.
Роман Полански ушел от вопросов национализма. Он сфокусировался на куда более масштабной теме изобразив масштабную коррупцию. Это зафиксировано как на примере отдельно взятой организации, которую возглавляет герой Жана Дюжардена, так и на фиксации судебных злоупотреблений. Однако самый важный оборот приобретает финал ленты. Система коррупции в новой ленте Полански выглядит непобедимым спрутом. Одолевая его сторонников даже самый положительный герой может сам стать структурным элементом порочной практики.
Такой взгляд здорово отвлекает зрителя от исторической канвы. Тут особо не упоминается Эмиль Золя. Не так уж и много исторических моментов. Все внимание игре характеров - психологической подоплеке. В таком разрезе рассказываемая Романом Полански история выглядит весьма современной и актуальной.
Значит фильм действительно удался. Причем в техническом отношении лента получилась практически безупречной. Актеры, планы, операторская работа, цвет, костюмы - все это подтверждает, что почтенный возраст Полански сказывается лишь самым положительным образом на его работе.
Глубокая, непростая книга, и сложная, любопытная ее экранизация. Вообще, фильм имеет оригинальное название 'Я обвиняю'. У нас в российском прокате исторической картине дали альтернативное название, как 'Офицер и шпион'. Думаю, для того, чтобы зритель понимал, о чем тут будет речь. Но какой шпион? Если честно, убежден, что нужно было оставить оригинальное название.
Когда твой любимый режиссер снимает новый фильм, это чрезвычайно волнительно. Роман Полански сотворил столько удивительных картин. Он определенно внес вклад в мировой кинематограф, и лично я обожаю его фильмы. Противоречивая личность Полански и гениальный режиссер до сих пор вызывает споры и скандалы, и до сих пор его обсуждает мир.
Режиссеру 86 лет, а разговоры и скандалы возле него не утихают. Сама жизнь Романа полна невероятных трагедий, испытания, смертей, усердной работы и грязи, которую так любят люди - секс-скандалов. Он один из самых уважаемых и известных режиссеров всего мирового кино. Ну, а тем, кто только в первый раз окунется в его кинематографию - я завидую.
Двадцать второй по счету фильма Полански, где в режиссерском кресле он сидит один. В двух последних своих фильма он уделил все внимание своей жене Эммануэль Сенье, где она играла главные роли 'Венера в мехах' и 'Основано на реальной истории'. Сейчас Роман экранизируют непростую книгу про шпионаж и ложные обвинения. Эта ни первая экранизация книги режиссера, ведь до этого он экранизировал 'Оливера Твиста'.
Признаться честно, на стадиях съемок этого фильма два года ждал выхода этой картины и всей новой информации о ней. Мне очень нравится, как Полански снимает, в какой атмосфере, интриге, его взгляд на кино, каких актеров он выбирает. И посмотрев этот новый фильм уже дважды, понимаю, что это зрелое, сложное, дальновидное кино для взрослой аудитории зрителей. Экранизация непроста и хитра, со своими подводными камнями. Кино интеллектуально, но оценят его не все. Фильм не для массовой аудитории зрителей.
1894 год. Франция. Обвиненный в немецком шпионаже и государственной измене Альфрейд Дрейфус все равно говорит, что он не виновен и его честь и репутацию подставили. Начав повторно заниматься этим туманным и опасным расследованием полковник Пикар сам попадает в опасную головоломку. Он видит неточности расследования, и что за этим стоят очень высокопоставленные люди. Пикар предан своему деллу и армии, для него правда, истина важны, как воздух, и он пойдет до конца. Его расследование набирает государственный оборот и о нем становится известно всей стране. О деле Дрейфуса слышит каждый...
– Дело сделано. За Дрейфусом уже отправлен военный корабль, чтобы доставить его на новый суд. И на сей раз заседания не будут проходить при закрытых дверях – на сей раз за ними будет наблюдать весь мир.
Режиссер педантично уделяет внимание ко всем мелочам, деталям, и смотря этот фильм, мы как будто действительно находимся в то время. Детективная драма получилась любопытной. Кино даже глубже и хитрее, чем кажется на первый взгляд. Оно, как хорошее, проверенное вино: зрелое и надежное, вкусное и крепкое. Этот фильм очень хорошо приняли в Европе, но в Америке как-то тихо прошла экранизация, и думаю, что фильм остался недооцененным.
Удачный выбор актера Жана Дюжардена. Француз играет здесь полковника Пикара, и именно с ним мы идем по этой загадочной и запутанной истории. Звезда фильма 'Артист' здорово подошел на этот образ. Герой в лице Пикара интересный, такой литературный персонаж. Женскую роль любовницы кому как ни своей жене мог отдать Полански. Полину Монье здесь играет Эммануэль Сенье. И как же она хороша. Сенье всегда так четко идут роли искусительниц, пикантных особ. Один ее чего только взгляд стоит.
Обязательно приобрету себе на DVD этот фильм в коллекцию отборных фильмов. Итало-французское кино получилось мудрым, глубоким, сделанным с хорошей рукой режиссера. Не думаю, что фильм будет по духу молодым зрителям. Данное кино, повторюсь, для взрослой аудитории зрителя.
Ну, а виновника истории Дрейфуса играет популярный актер (которого здесь и не узнать) Луи Гаррель. Хотелось больше с ним сцен, и на образ Дрейфуса он тоже четко подошел.
Начало и концовка отличные, середина нудноватая, но окупается хорошей актерской игрой и вскоре тревогой и неожиданностями в сюжете. Было приятно посмотреть этот фильм, ну а подход режиссера как всегда изумителен и чувствуется Полански в каждом кадре своим стилем. Если вы читали книгу этой истории, тои фильм обязательно оцените.
'Офицер и шпион' - историческая, детективная драма 2019 года. Костюмированный фильм уносит в монотонное, масштабное, военное расследование, истории чести и долга, офицеров, настоящих мужчин, запутанного дела и одного самого важного аспекта нашей жизни - правды и репутации.
'Офицер и шпион': Справедливость в несправедливом обществе
Не фанатею от Романа Полански ('Резня', 'Пианист'), но признаюсь, остался под серьезным впечатлением от его крайнего фильма 'Офицер и шпион'. Символично, что основные темы ленты - притеснение и антисемитизм (Полански - еврей, и его семья в годы Второй Мировой подверглась пыткам нацистов). Если быть конкретнее, то сюжетный замес - дело Дрейфуса, при этом доступно и интересно прописанное для зрителей, так что не беспокойтесь, что ничего не поймете - это вам не 'Однажды в Голливуде'. Несмотря на это, главный герой все же не сам Дрейфус, а вымышленный Мари-Жорж Пикар в исполнении крутейшего Жана Дюжардена ('99 франков'). Сам же судебный процесс в руках создателей превращается из сухой бумажной волокиты в неглупый и затягивающий шпионский детектив, где есть место и социальному подтексту (сцена с газетой), так и эстетичной Франции конца 19-го века.
Пикар здесь, разумеется, один из немногих адекватных персонажей, действующий во благо справедливости, а не чьей-либо выгоды (еще ярче это выглядит, когда узнаешь, что он сам не любит евреев). Из за своей же правдивости он становится противником кучки самодовольных тупорылых свиней в мундирах, которые всеми силами стоят на своем. Человек, который когда-то был важным звеном системы стал ее врагом - это ли не актуально? Некоторые сцены и мысли сильно актуальны и в наши дни, и в целом, вся история не имеет границ и может произойти в любой стране мира. К сожалению даже сейчас много людей имеют какие-либо национальные предрассудки и готовы связывать события 'белыми нитками', лишь бы обвинить неудобного им человека. На мой взгляд, 'Офицер и шпион' об этом.
В этом добротном и по хорошему прямолинейном кино критики видят столько всего узкопрофессионального, что хочется всё это уже отсечь и сосредоточиться на главном – непосредственной истории и том посыле, который несёт нам мэтр Полански рассказывая её. Собственно, внутри истории Дрейфуса историй две: история зачумления Франции (Европы, Человечества) антисемитизмом и история хронической реакции государственной машины в лице уполномоченного чиновничества на совершённую ошибку. О том и о другом искусство и кинематограф в частности высказываются регулярно: чуть противен, но не страшен, почти привычен бытовой антисемитизм даже после Холокоста; не страшно, потому что худо-бедно контролируется законодательством желание всякого чиновника совместить тщеславие с уходом от ответственности. Но смешиваясь в деле Дрейфуса, эти компоненты образуют настоящую бинарную бомбу, взрыв которой обнажает печальное состояние и государственности и умов обывателя. В этом состоянии друг другу соответствующих и друг друга подпирающих. И не надо думать, что за минувшие с тех пор 120 лет что-то изменилось – иначе бы крепкий духом и талантом Полански этот пыльный, но всё ещё вонючий кейс не тревожил.
Основной маркер этого фильма – его оригинальное название – хлесткое, бескомпромиссное и однозначное «Я обвиняю…!», коим стал заголовок передовицы в газете, который тогда, 13 января 1898 года, расколол общество на два враждующих лагеря, причем не только во Франции, но и в Европе, малодушно утерян. Именно тогда знаменитый Эмиль Золя получил год тюрьмы за свою обличительную статью, а майор Пикар рискнул карьерой и свободой.
Все эти события, произошедшие более века назад, должны были стать до обидного созвучными сегодняшнему дню, когда скандальные и ничем не подтверждённые обвинения, которыми пестрят СМИ каждый день, назначая виновных и ломая судьбы, становятся отголоском громкого дела Дрейфуса. Но нет, ничего это нет и в помине. И никто больше не хочет рискнуть ни репутацией, ни карьерой, а только старательно, как Иудушка отворачивается, чтобы не пришлось извиняться за свои связи с неугодными.
А потому Полански своим фильмом опоздал на много лет не потому, что вопрос антисемитизма не актуален. И вовсе не потому, что государство так и не научилось признавать свои ошибки – вольные или невольные, сделанные потому что ему, этому государству, так удобнее и выгоднее, и не потому, что нашелся человек, который пошел против государства из дурацкого принципа «поступить правильно», не как заставляют и рекомендуют сверху, а так, как «должно быть». И этот человек, прямой и несгибаемый как палка, офицер и джентльмен с тараканьими усами, идет до конца, потому что как человек разумный и военный понимает, что неразоблаченный шпион принесет больше вреда государству, чем никому не интересный и плоский служака, который с тошнотворной дотошностью будет допытывается, почему ему занизили экзаменационную оценку. А настоящий шпион с крайне нефранцузской фамилией Эстерхази (венгерской, как и очень вкусный торт), так и останется человеком-загадкой, потому что во всей фантасмагории абсурда до него уже никому нет дела – высшее руководство надо выкручиваться, чтобы не полетели головы, а он лишь доказательство их косяков.
Однако, почему-то режиссер полностью, за исключением одной короткой сцены с бьющимся окном, игнорирует то, чем стало дело Дрейфуса для всей Франции, после которого был полностью изменен не только социально-политический климат в стране, но и не стало возврата как к прежним партийным системам, так и к личностным связям. Один несправедливо осужденный человек с подачи майора Пикара стал причиной новой общественно-политической формации. Пожалуй, не только Франция, но и весь мир, не ожидали такого.
Но фильму этот феноменальный аспект вообще не интересен. Может, потому, что майор Пикар в очень обаятельном исполнении великолепного Дюжардана скорее человек-функция, нежели символ изменений. А сам Дрейфус - вообще человек-флешбэк. Луи Гаррель до того высушен и морально и физически, что кажется, одно неловкое движение и раздастся треск и из него полезут занозы. Когда он приходит на свою финальную аудиенцию к Пикару, становится очевидной витавшая мысль о том, что Пикар боролся ни за Дрейфуса, и ни за человека и его убитую судьбу, а только за свое представление о правде как государственной целесообразности. Никаких сантиментов, только голые факты. Это с одной стороны, очень правильно, но с другой, от них веет той фальшью, которой пронизаны чиновничьи кабинеты – «пока вы вписываетесь в мои представления о целесообразности, вы будете исполнять свои функции».
Разговаривая с одним из своих людей, Пикар объясняет ему разницу между копией и подделкой в искусстве. Однако, перенеся эту аллегорию на жизнь, можно сказать, что история не терпит не только сослагательных наклонений, но и копий. Повторяя трагедию несправедливости в виде фарса, она словно издевается и мстит, делая ее дешевой и бездарной подделкой, а общество флешмобно с хэштэгами в соцсетях отреагируют на то, что для кого-то стало настоящим крахом, а потом назавтра цинично все позабудет, чтобы увлечься новыми модными трендами и словечками.
Погружение в эпоху происходит практически с первых же кадров – осужденный офицер армии Франции публично лишается своего статуса и звания и отправляется в заточение за обвинение в шпионаже в пользу Германии. Публика скандирует, военные предвкушают процессом, а буржуазия довольствуется результатом – пускай сюжет «Офицера и шпиона» это всего лишь история о восстановлении справедливости, Роман Полански делает все, чтобы его картину было приятно смотреть.
Декорации, костюмы, реплики и антураж – лишь малость того, что напоминает Францию конца 19-ого века, больше всего интересно наблюдать за движением мысли главного героя, офицера, который возглавил только что разведку и учуял что-то неладное в деле, которое, казалось бы, уже было решено и закрыто. Каждый его последующий день все больше и больше погружает в детали осужденного не так давно этнического еврея, и вот полковник Пикар начинает подозревать некий заговор ведущий до самой верхушки руководства армии.
Параллельно основной сюжетной линии есть и история романа Пикара с замужней женщиной, казалось бы, качество которое явно не добавляет симпатий к нему как персонажу, однако этот фон быстро блекнет после длительного наблюдения за его преданностью армии.
Вряд ли у Полански был шанс экспериментировать с экранизацией известного военного кейса в истории Франции, поэтому история «Офицера и шпиона» не обладает какими-либо закрученными загадками, эмоциональными эскалациями или же неожиданными сюжетными поворотами. Этот фильм в первую очередь эталон режиссерского и операторского ремесла, которые практически влюбляют зрителя в этот фильм.
Я целый год ждал новый фильм Романа Полански «Офицер и Шпион», хотя в оригинале он называется «Я обвиняю!» - как обличительная статья Эмиля Золя, за которую он отсидел один год в тюрьме (ох уж эти русские прокатчики). Фильм рассказывает об очень громком судебном разбирательстве - «Деле Дрейфуса». Кто такой Дрейфус? Очередной еврей, которого перемолола антисемитская машина Европы. Если вы думаете, что антисемитизм был только в том самом «Третьем Рейхе», то хрен там плавал.
Вся эта очень длинная история с ненавистью к евреям цвела и пахла в Европе несколько тысяч лет. Тут можно вспомнить и то, как их массово убивала испанская инквизиция времен Фердинанда и Изабеллы, и о том, как их беспощадно убивали те самые чуваки, которые отправились в долгий трип к Иерусалиму, чтобы надрать пару тысяч сарацинских задов. Я уж молчу о бесконечных еврейских погромах происходивших повсеместно. В общем, то, что произошло в 30-40ых годах двадцатого века, было апофеозом, было лопаньем большущего гнойного прыща антисемитизма на лице Европы.
Полански сам является евреем, пережившим в детстве концлагерный ад, потому, как мне кажется, хоть это история и произошла до его рождения, является для него очень личной.
В чем же обвинили этого парня Дрейфуса? Да в том, что он якобы являлся шпионом и передавал стратегически важную информацию Немцам. Если вы не в теме, то в конце 19го века у Французов дико пригорало с Германии, после того как они отхватили от них во Франко-Прусской войне 1870-1871 по результатам которой отдали «Второму Рейху» те самые Эльзас и Лотарингию. Короче, вплоть до первой мировой у французов с немцами чего-то как-то не ладилось. Вот потому «предательство» Дрейфуса так всколыхнуло заплывшие жирком генеральские зады.
В общем, фильм мне понравился, может ему и не достает динамики, но это не страшно. Самое главное, что картине удалось рассказать о судебном деле, которое оказалось очень резонансным в конце 19го века и совсем забылось сейчас. А ведь тогда оно разделило всю Европу на тех - кто считал Дрейфуса виновным и тех - кто думал, что он обвинен ложно. А еще фильму удалось рассказать о многих нюансах произошедшего.
Самого же Дрейфуса в фильме мало, главным действующим лицом тут все-таки является Жорж Пикар и надо отдать должное этому смелому мужику со стальными яйцами, который бросил вызов высшему генералитету.
Хорошее, интересное и полезное кино, если вы не знаете, что посмотреть во времена карантина – то новая картина Полански вам в помощь, старик все еще хорош.
Новый фильм Полански и реакция на него переплюнула по инфоповоду приговор Харви Вайнштейну (23 года, если что). После объявления фильма победителем «Сезара» в номинациях «за лучшую режиссуру» и «лучший адаптированный сценарий» несколько женщин демонстративно покинули кинозал.
Если кто-то не в курсе, в рамках движения #MeToo или, как его называют во Франции, #JeSuisVictime («Я жертва»), Полански обвиняется в ряде изнасилований, в том числе несовершеннолетних. Не буду здесь предаваться рассуждениям о том, что хорошо, а что плохо, что имеет отношение к творчеству, а что нет, но знать саму ситуацию, перед тем как начать смотреть фильм, не помешает. По крайней мере, жюри Сезара, как и Венецианского фестиваля (Серебряный лев – Премия большого жюри), поставили искусство выше вопросов моральных качеств конкретной личности.
Фильм явно выбивается из последних работ режиссёра («Резня», «Венера в мехах»). Это относительно высокобюджетный фильм (по крайней мере, визуально, хотя информация из открытых источников выдаёт 22 млн $ против 25 млн $ у «Резни»). Но здесь мы видим масштабное костюмированное полотно, затрагивающее важный исторический момент истории Франции и всей европейской, если не мировой, судебной системы.
«Дело Дрейфуса» - очень громкий процесс конца XIX века об обвинении французского офицера в шпионаже, сфабрикованное, по сути, без должного количества улик и обстоятельств, базирующееся в основном на еврейском происхождении обвиняемого (в этот момент не лишним будет вспомнить этническое происхождение режиссёра, что немаловажно).
О социальной значимости этого процесса свидетельствует, как минимум то, что ещё только на заре кинематографа в 1899 году Жорж Мельес снимает фильм под названием «Дело Дрейфуса», хотя на тот момент ещё даже не был вынесен приговор, а уже в начале XX века одна из первых киностудий “Пате» дважды выпускает фильмы об этом событии в 1902 и 1908 годах.
Более того, даже в царской России интерес к «Делу Дрефуса» был столь велик, что работники студии Люмьер показывали смонтированную нарезку из различных кадров (суд, одинокий офицер, толпа), как документальный фильм об этом процессе и даже Чехов являлся «активным дрейфусаром».
А теперь от истории к фильму. Что интересно, главным героем картины стал не сам Дрейфус (его мы видим несколько раз: в начале, в виде «флешбеков» и уже постаревшего в конце), отлично сыгранный неузнаваемым в этой роли Луи Гаррелем (кто помнит, тот самый красавчик, брат героини Евы Грин из «Мечтателей» Бертолуччи). Главный герой – полковник Пикар, в исполнении несравненного Жана Дюжардена, который, по сюжету фильма и по истории, изначально был одним из обвинителей, но затем стал ключевым персонажем, сыгравшим основную роль в последующем освобождении Дрейфуса. Карьера полковника идёт в гору с завидным темпом и, наверняка он бы так в жизни больше и не вспомнил бедолагу Дрейфуса, но в какой-то момент он становится начальником военной контрразведки и сталкивается с тем “болотом”, в котором неспешно тонула вся военная структура того времени. Конечно же, в попытке поменять всё он упёрся в то, во что упирается любой особо рьяный идеалист на его месте. Чтобы больше не спойлерить (хотя спойлером здесь является сама история «дела Дрейфуса») на подробностях сюжета здесь закончим.
Кто-то критикует фильм за излишнюю неспешность, кто-то за неинтересные характеры. Я позволю себе не согласиться. По-поводу «неспешности» тут, на вкус и цвет у каждого фломастеры разные. Действительно, тут нет ярких экшн-сцен, но ведь и фильм о другом, это даже не детектив, в полной мере. Как пишет Википедия, это «историко-детективная драма», диалоговый фильм, в котором на передний план выходят характеры. А здесь их неинтересными, или «невыпуклыми», мне лично, назвать сложно.
Полански, безусловно, живя в дне сегодняшнем и проводя аналогии с современным обществом (для него, в принципе, характерен афтобиографизм, вспомнить хотя бы оскароносного «Пианиста»), всё же, в фильме пытается показать людей века ушедшего, для которых честь и достоинство были не на последнем месте. И даже посрамлённый бывший подчинённый Пикара, дававший показания против него в суде, в итоге поступает как человек чести. И сам Пикар, пошедший против системы, в итоге не становится её жертвой, а скорее наоборот. Это, наверное, со стороны 86-летнего режиссёра, в какой-то мере романтизирование прошлого и желание, чтобы и в настоящем всё было так или, хотя бы, похоже. Особенно эмоционально смотрится финальная встреча двух героев и их диалог.
Рекомендую к просмотру всем любителям исторического кино, Полански, Дюжардена (на мой взгляд, другой актёр, не факт, что справился бы так с этой ролью, хоть и непривычно видеть Дюжардена в драматичном амплуа), фильмов о справедливости и борьбе с системой и просто любителям красивого кино и картинки. На последней останавливаться подробно не буду, скажу лишь, что вся лента Полански, несмотря на общую притемнённую и даже гнетущую атмосферу, отличается, действительно, красотой и периодически восхищающей симметрией и выверенностью кадра.
9 из 10
- Заблуждения майора Лота - его личная трагедия (Мари-Жорж Пикар)
Меньше трагедий и заблуждений и пусть понятие чести будет актуально и в XXI веке.
Этот фильм мощно шел по кинофестивалям и премиям, получая исключительно хвалебные отзывы. Общий лейтмотив, что Полански снял если не лучший, то один из лучших своих фильмов. Режиссер довольно много снимал, учитывая возраст и социальный аспект своей жизни, последние годы. Не всегда удачно, не всегда талантливо. Часто были просто проходные фильмы, пусть и качественные. Неплохой напряженный триллер Призрак. Вторичный по идеи и ее воплощению Основано на реальных событиях, заслуживающий внимания лишь тревожным опасным дуэтом двух «ведьм» мирового кино Е. Грин — Э. Сенье. Хороша Венера в мехах, но пять же удивительной актерской игрой музы и жены режиссера Э. Сенье. Ну и конечно всеми любимая кинозарисовка Резня, академический пример какой должна быть сатира в кинематографе.
Понятно, что когда снимает новый фильм такой живой классик и с такой драматичной history, как Полански, он автоматически становится объектом внимания и скорее всего будет показан на фестивалях. В отношении фильма J`accuseм (в нашей как всегда весьма вольной интерпретации Офицер и шпион) все заслуженно, и внимание, и награды. Триумфатор Венеции и Сезара заставляет сказать спасибо Полански за гуманистическое высказывание в отношении конкретной человеческой жизни.
История эта реальна. Дело А. Дрейфуса, французского офицера, несправедливо обвиненного в предательстве в пользу Германии. Он был оправдан спустя много лет и ценой невероятных усилий отдельных людей.
Именно этой борьбе и посвящен фильм. Один человек, связанный долгом, званием, бюрократической системой, вступил в борьбу с Левиафаном. Полковник Пикар, блестящий офицер с будущим. Человек, у которого есть все. Любимая служба, любимая квартира, любимые холостяцкие привычки, замужняя любовница из света. Он не жалует Дрейфуса, да и вообще евреев. Подозреваю, он считал, что им вообще не место на военной службе. Собственно, он поддерживает всеобщее вменение и о Дрейфусе, и о евреях вообще. Виновны! Ну какие они доблестные солдаты, скорее просто мешочки с золотом и связями. Как легко принять, что шпион один из этого «ростовщического» народа, а не к примеру коренной француз, который кружит голову молодым нимфеткам и просаживает все деньги в кабаре с гризетками. Как тяжело затем принять правду и покаяться. Как тяжело бросить вызов государству и обществу. Как тяжело не побояться потерять все. Все и ради человека, к которому ты даже не испытываешь симпатии.
Внутреннее желание справедливости. Синонимов этому чувству много. Честь, долг офицера, правда, божественные заповеди, чистая совесть. Все люди сталкиваются с ситуациями, когда это внутренне желание справедливости подвергается сомнению, нападкам. Общество, группы, государство и самые близкие люди часто требуют от нас: отступись, забудь, прими как есть, ничего нельзя сделать, ничего нельзя исправить, так будет лучше, благими намерениями устлана дорога в ад. Психологи в один голос: не всегда можно жить как мы хотим, все полно компромиссов, иногда надо просто выжить, одну правду говорят только демонстративные личности.
Самое интересное я с этим согласен, но есть одно «но». Всегда есть тот случай, когда нельзя поступиться тем, что считаешь верным. Иначе ложь и компромисс просто тебя сожрут изнутри. Есть разные люди, с разным болевым порогом правды и справедливости. Есть негодяи. Есть правдолюбцы. Есть умеренные обыватели. Есть предатели. Есть герои. Мир так сложен и не выкрашен в один цвет. Да и сама правда бывает весьма субъективна. Выход только один. Твой собственный выбор. Он не из категории «тварь дрожащая или право имею». Нет. Я борюсь с тем, что считаю безнравственным или нет. Выбор делать сложно и часто он совершается бессознательно. Здесь не надо никого судить. Надо просто делать свой выбор и не оглядываться ни на кого. Это твоя жизнь.
В оригинале фильм называется «Я обвиняю». Это верное название. Герой не просто следует за своим выбором, он именно обвиняет тех, кто предал самих себя. Спрятался за уставом, пошел на сделку с совестью, оправдывается общим благом или попросту бесчестный человек, влекомый только «тридцатью серебряниками». Человек совершает самые ужасные поступки и сам же себя потом карает за них. Часто мы говорим, что не суд земной, но суд высший, все решит. Для меня этот суд внутри человека. Суд, от которого не скрыться за общественным мнением и погонами. Будучи честным с самим с собой, мы праве обвинять и судить то, что считаем подлым и неважно если наш суд никем больше не поддерживается. Общество придумало судебную власть как некое мерило общественного блага. Своеобразная усредненная справедливость. Я верю в ее необходимость, но понимаю, что не бывает справедливости для каждого. Общество лишь может стремится к этому. Все ошибаются, а социальные механизмы рано или поздно деградируют. Человек же остается один на один с этим. У него одна жизнь и он не щепка. Ему надо помочь. Нужен не только один мирской суд, нужна еще и нравственность.
Снижая пафосность моих мыслей, отмечу, что Полански мастер костюмных исторических драм. Он снимает их ясно, точно и достоверно. Актеры всегда были его опорой. Жан Дюжарден был рожден для таких ролей. Есть в нем что то от выправки мужчин 19 века. Роль полковника Пикара без сомнения лучшая в его карьере. Мне он всегда казался всегда подсахаренным и уж слишком вне времени. В данном фильме мне не к чему придраться. Его образец нравственности не досягаем даже для моего сарказма. В его героя веришь и хочешь его победы. Луи Гаррель также ранее вызывал во мне некое внутренне отторжение. Этакий клишированный вариант идеального француза-интеллектуала и бунтаря. Вот так мы их себе и представляем: злой красавчик с сигаретой, мятым стильным луком, бунтующим против всего, при этом живущим в первых округах Парижа и в подозрительно буржуазной семейке. В роли Дрейфуса его нельзя узнать вообще, ни внешне, ни в манере игры. Он стальной упрямый болт. Его можно только выбросить, сослать куда-нибудь, но не сломать. Такие люди часто бесят, вызывают неприязнь. Слишком без компромиссов, слишком непримиримы. Вот Вам и другая крайность. Ну их тоже надо защищать.
В итоге Полански сделал достойное кино и прямое обращение к лучшим нравственным началам, очевидно демонстрируя веру, что не все потеряно для нашего вида. Я не уверен, что можно говорить так прямо о человеческих падениях или возвышениях. Сложнее все оказывается, а процент негодяев и героев всегда один и тот же. Мы же просто один на один со своим моральным выбором и расплатой за него. Надеюсь, в трудную минуту всегда найдется кто-нибудь кто не закроет глаза и обвинит подлость.
Антисемитская Европа появилась не при Гитлере: она существовала ранее. Режиссёр Полански поднимает тему еврейского синдиката, который лоббирует евреев во все структуры власти. Офицера французской армии обвинили в шпионаже только потому, что он единственный еврей в генштабе. Мне кажется, что это фильм-признание режиссёра изгоя. В оригинале фильм называется: «Я обвиняю». Так режиссёр Полански кого-то обвиняет в том, что в США есть иск против него. Что делать офицеру Дрейфусу, которого из-за офицерской поруки обвиняют в шпионаже? Фильм очень антисемитский. Мне фильм было скучно смотреть из-за отсутствия киношной интриги. В фильме всё состоит из пороков.
В фильме много пороков: измена мужу; измена родине; измена своей чести; госизмена. Фильм поднимает тему «человек и система». Армейская система стоит на круговой поруки офицеров. Режиссёр Полански провоцирует общество армейской честью и порукой офицеров. О чём фильм? О системе, об антисемитской Европе, о том, что человек — это букашка. Потрясает концовка фильма. Это настоящий удар по европейской морали. Актёр Жан Дюжарден хорошо играет непроницаемость и твёрдость характера.
В фильме показана антисемитская Европа 19 века (ещё за 50 лет до Холокоста). Еврейский вопрос остро стоит и сейчас. Поэтому я объясняю выход этой картины. Фильм ставит вопрос: «Может ли общественность, гражданское общество повлиять на суд?»
Мне фильм не понравился: картина какая-то сухая (слабая романтическая линия). Режиссёр Полански скорее всего оперирует к театральной постановке. Фильм олицетворяет европейский эгоизм.