Как Винни Пух с Пятачком у Сэма Нила на даче гостили. Недавний просмотр кинокартины режиссёра Джона Дайгана «Сирены» предоставил мне приятную возможность написать очередную положительную рецензию. Думаю, что благодаря предыдущим отзывам на этот фильм, в настоящем нет необходимости приводить краткое содержание его сюжета. Поэтому сразу перейдём к деталям, на которых хотелось бы заострить внимание.
В числе достоинств «Сирен» я выделяю следующие:
Первое — это австралийская природа, съёмке которой уделено достаточное внимание. Наблюдая развитие сюжета, зритель, в то же время получает немалое эстетическое удовольствие от видов, лицезрея красивые ландшафты. Но, помимо этого, и животные, показанные в фильме (как дикие, так и домашние), в какой-то степени могут считаться соучастниками этой забавной, но плавной, скупой на динамику, истории, являясь, своего рода, её действующими лицами. Хоть никакой интриги на них и не завязано. Просто их, порой символическое, появление в кадре весьма к месту.
Далее, это работа актёров. Причём, не столько их игра (она на приемлемом уровне, но не более того), а сколько диалоги и разговоры действующих лиц, особенно между героями Сэма Нила и Хью Гранта. Однако, к сожалению, они немногочисленны и не до конца насыщенны мыслями и внутренним миром героев фильма. Отдельного упоминания заслуживает и пара-тройка детских ролей. Для сюжета их присутствие особорой роли не играет, но, тем не менее, создаёт положительное настроение.
Несмотря на наличие в картине обнажённых тел и общий фривольно-игривый лейтмотив фильма, я бы не стал причислять «Сирен» к эротическому жанру, пусть даже и весьма лёгкого характера. На мой взгляд, этот фильм своей целью ставит не столько возбудить зрителя, а сколько призвать его к естественности и беззаботности. В пользу этого говорит и то, что фильм полностью лишён какой бы то ни было агрессии. Дух эротики, конечно, витает в воздухе, но для зрителя она нисколько не навязчива. Скорее, лёгкий эротический флёр здесь служит завесой, за которой прячется весёлый дух свободы и естественности, которому чуждо стремление чем-то вас обременить. Кроме того, фильм существенно построен на недосказанностях.
Ну и музыкальное сопровождение. Саундтрэк «Сирен» я считаю одним из самых красивых, что мне доводилось слышать в кино.
В целом же, «Сирены» — пример недорогой, но весьма качественной постановки.
Хотелось бы немного остановиться на игре Х. Гранта. Его персонаж, как всегда, берёт своим обаянием. Однако в применении к его роли в «Сиренах», он выглядит не слишком-то убедительно. При просмотре совсем не похоже, что герой Гранта, англиканский пастор, который по сюжету должен был убедить героя С. Нила, художника, отказаться от демонстрации его фривольных живописных полотен, действительно так увлечён своей миссией. Его герой производит впечатление, скорее, вполне светского молодого человека, который просто не прочь отдохнуть в поместье художника пару дней, избегая вступать в серьёзный конфликт. Мало того, порой возникает ощущение, что наш бравый и жизнерадостный священник даже получает удовольствие от этого пикантного времяпрепровождения, с его лёгкими словесными дуэлями с художником на фоне обнажённых красавиц. Не усердствует он в своей миссии, и в конце по нему не скажешь, что он хоть сколько-нибудь обескуражен её неудачным исходом. «В конце концов, мы сделали всё, что могли», — скажет он своей жене. Но, ведь, очевидно же, что далеко не всё. В итоге, каждый остаётся при своём, и рад этому. Герои С. Нила и Х. Гранта в «Сиренах» существуют как бы сами по себе. И, таким образом, потенциал такого замечательного актёрского дуэта, остался почти не раскрытым. Их редкие диалоги приятны, но не достаточно глубоки. Зрителю не доведётся насладиться ни яростными спорами, ни искусством рассказчика.
Впрочем, героев Нила и Гранта вряд ли можно назвать главными действующими лицами. Не меньше внимания сценарист уделил и женским персонажам, но на них останавливаться я не хочу.
«Сирены» весьма сходны по сюжету с другим весьма достойным фильмом, снятым позднее — с «Лорель Каньоном». Более того, я почти уверен, что картина Джона Дайгана прямо повлияла на создание этого замечательного фильма Лизы Холоденко. Кроме основной сюжетной параллели (обмена духовным опытом и самораскрепощения), эти две киноленты роднят такие мотивы, как горно-каньонный ландшафт, где происходят события; водная стихия, воплощённая как в той, так и в другой темой купания, будь то бассейн или горное озерцо, символизирующей погружение и растворение в этой магической стихии; и тема искусства (если в «Сиренах» это — живопись, то в «Лорель Каньоне» это — музыка). Главное их отличие — это динамика, которой больше в фильме Л. Холоденко, и которой несколько недостаёт «Сиренам».
В целом, «Сирены» достойны коллекции иного киногурмана. Ввиду технической невозможности поставить фильму 8,5 баллов, я условно даю ему
9 из 10