Настоящий офицер Я долго не хотел смотреть этот фильм. Причины отказа были вполне понятны, я не люблю те фильмы у которых слишком широкая реклама по телевизору, так как подобные фильмы обычно оказываются чем-то мало ценным с художественной точки зрения, хотя и довольно приличным с точки зрения пресловутых спецэффектов. Но, несмотря на серьезные подозрения я согласился на просмотр этого фильма, желая узнать какой нынче миф про белое движение предлагается широкой публике…
Нельзя сказать, чтобы я был сильно разочарован. Просто потому что я получил весьма хорошее обозрение последних годов известного русского офицера и полярного исследователя Александра Васильевича Колчака. Более того, сюжет был высосан не из пальца, а из реальной переписки адмирала со своей возлюбленной Анной Тимиревой. А история любви великих всегда интересна если не по содержанию, то хотя бы по подходу. Ведь можно пойти по пути «Дневника его жены», весьма откровенно описавшего нравы дома Бунина в период войны, а можно обойтись чем-то гораздо более целомудренным.
Здесь явно второй случай…
Их первый поцелуй был следствием игры в фанты, их последний поцелуй произошел на тюремной площадке для прогулок. Между этими двумя поцелуя российская история времен революции. Можно долго спорить сколько именно крови на руках у Колчака и возмущаться тем, что эта часть жизни верховного правителя России не была отражена в фильме, но ведь фильм не об этом и съемочная группа предпочла остановиться на любовном аспекте этой истории. Имела право и получилось скорее не плохо.
Константин Хабенский смог надеть на себя маску аристократа по духу, который вполне отчетливо идет на свою собственную Голгофу, к своей смерти, которой мог легко избежать, оставшись в Америке. Наверное, это первый настолько удачный положительный образ русского белого офицера. Его постоянные попытки уйти из жизни Анны Васильевны объясняются лишь врожденным чувством долга перед своей семьей и перед своей Родиной. И позволил себе эту любовь он лишь в тот момент, когда все было по сути дела уже предрешено.
Елизавета Боярская сыграла на мой взгляд свою лучшую роль, сыграв женщину, которая не может открыто проявлять свои чувства, которая позволила себе уход из семьи лишь тогда, когда это потребовали её чувства к России, а не только её личные чувства. Эта холодность вообще свойственна женщинам той эпохи, ведь не играть же ей пылкую любовь на людях. Позже прототип героини Боярской пройдет сквозь 40 лет тюрем и лагерей из-за своей любви, но не сломается и сохранит свой аристократизм. Наверное, именно игра глазами в начале и конце фильма проявляют подлинный актерский талант Елизаветы Михайловны.
Из других ролей хотелось бы отметить Николая Бурляева в роли последнего русского императора. Очень точный выбор режиссеров, учитывая, что актер последние годы полностью ушел в религию.
И, наконец, спецэффекты, традиционное блюдо «Первого канала». Мне они понравились не из-за своей достоверности, а именно из-за того, что они как будто вынуты из какой-то компьютерной игры, а ведь именно по ним современный зритель оценивает морской бой. Ему слава Богу просто больше не с чем сравнивать.
В целом фильм удался и быть может у нас появился новый миф, миф о настоящем русском офицере. Жаль, что в российской истории других претендентов на эту роль кроме Колчака нескоро удастся найти. Хотя, быть может нас ждет изучение и других эпизодов его жизни?
Оригинал