Годзилла против королевы Мегагирус Не смотря на то, что фактически второй фильм Шинсей-эры не связан напрямую с «Годзиллой: Миллениумом», картина использует тот же костюм Годзиллы и, в целом, предыдущему фильму не противоречит, а скорее дополняет и объясняет его, устраивая нам краткую ретроспективу событий в первые десять минут — то, чего столь не хватало последнему фильму Окавары, и обозначая мотивацию Годзиллы возвращаться раз за разом в Японию, уничтожая источники энергии.
Более того, здесь даже луч у Годзиллы всё ещё рыже-жёлтый, никак не желающий возвращаться к своим синим, ставшим уже классическими, пусть и далеко не с первого фильма, корням. Розовые иголки-кристаллы на спине, вытянутая озлобленная морда — новый дизайн хорош, как и в прошлый раз, никаких изменений попросту не вносилось, и не факт, что это плохо.
Картина представляет нам альтернативный мир, где отказавшись от ядерной энергии, японцы стараются развивать экологически-чистые способы, которых определённо недостаточно. Тогда в ход идёт плазма, однако Годзилла чувствует и её. Вкратце нам показывают даже события оригинального фильма 1954 года с обновлённым Годзиллой на ретро-кадрах, а затем демонстрируют ключевые моменты прошлого, подводя к началу повествования.
Женщина-офицер Кирико теряет своего капитана и большую часть отряда по борьбе с Годзиллой, ныне уже в звании майора собирая команду из лучших, куда входит потерявшая своих друзей при разрушении лаборатории профессор Йошидзава и молодой техник Кудо — настоящий компьютерный гений. Между ним и Кирико то и дело проскакивает искра, пунктиром любовной линии двигающаяся по сюжету картины.
Мастер по спецэффектам остался тот же Кенджи Судзуки но свой подход он на этот раз весьма изменил. Если в прошлом фильме большая часть эффектов сводилась к мэшапам туловища Годзиллы и реальных съёмок городов, то «Мегагирус» движется более олдскульным путём, наполняя кадр постоянно миниатюрами строений, возводя огромные декорации городов, как в старые добрые времена.
Компьютерной графики стало поменьше, хотя она всё ещё в ряде сцен сильно режет глаза. Но практических эффектов определённо прибавилось, причём на этот раз сюжет опять делает уклон в сторону хоррора, как было с «Годзиллой против Разрушителя» — в городах появляются жуткие гигантские насекомые — Меганулы, да-да, те же, что уже терроризировали Японию ещё в «Радоне», но на этот раз их никто не пожирает, так что они вдоволь мутируют, размножаются, организуют рой и питают свою королеву.
Подразделение, выслеживающее и изучающее Годзиллу, разрабатывает два проекта: убер-технологичный летательный аппарат «Гриффон» и пушку «Приливная Волна», создающую миниатюрную чёрную дыру, в результате чьих испытаний и появляется первая стрекоза Меганулон. Правда «Гриффон» этот в своих сценах либо выглядит слишком пластиковым, либо совсем уж посредственно нарисован на компьютере…
Параллельно с этим фильм на какой-то стадии зачем-то начинает включать второй сюжет — о мальчике, любителе насекомых, который худо-бедно пересекается с основными персонажами, будто бы заместо какого-нибудь традиционного учёного, чтобы разбираться во всех этих доисторических тварях. Ну, и он первый находит яйцо, от которого решает избавиться уже после переезда в Токио, вследствие чего и появляется рой гигантских тварей.
Где-то в середине сюжета о мальчишке благополучно забывают вплоть до маленького камео в сцене эвакуации, после чего он бесследно исчезает, но появляется в крайне важной сцене после титров, которую, вероятно, большинство посмотревших фильм не видело вовсе.
Приливную Волну ставят на спутник, чтобы нанести удар из космоса, а насекомые атакуют появившегося Годзиллу, чувствуя в нём источник мощной энергии. Так что вскоре блуждающий по волнам и городам атомный ящер сталкивается с мутирующей королевой всего этого роя — гигантской тварью под названием Мегагирус.
Внешне существо исполнено блестяще, у Тохо всегда монстры-насекомые выглядели лучше, чем кто бы то ни было. А здесь уж постарались на славу. Разве что чудовище чем-то напоминает Батру в форме бабочки из картины 1992 года, но это даже к лучшему. Впрочем, в отличие от Орги из предыдущего фильма, Мегагирус не блещет особой оригинальностью.
Тем не менее, существо имеет неплохое вооружение: клешни, зубы, хвостовое жало, с помощью которого выкачивает из короля монстров энергию так, что он даже стрельнуть своим лучом не может, а также пускает ядерные шары. Все битвы происходят днём, поэтому после избаловавшего нас ночными сражениями Хейсея и подхватившего его традицию «Миллениума», новая картина выглядит будто бы какой-то незавершённой.
Откровенно видно, что режиссёру монстры в кои-то веки намного интереснее человеческих героев. Натянутые флэшбэки, шаблонные архетипы, слишком уж наивная и пунктирная романтика — всё это здесь важно не более, чем зарисовки с военной техникой и эвакуацией, где безымянные военные спасают с лодок маленьких девочек, а жители поспешно бегут после предупреждения о приближающемся кайдзю.
Люди выступают не просто фоном, а аналогичным муравейником, как и рой насекомых. Суетятся, копошатся, но при этом и не скажешь, что ведущие персонажи прописаны плохо. Просто авторы затерялись в самих сюжетных ветках. Участие Йошидзавы слишком условное, мальчишка вообще лишний, а вот майор — типаж целеустремлённой и сильной женщины вполне себе удачно противопоставляется свирепой и ненасытной Мегагирус.
Финальное противостояние снято выше всяких похвал. На сражение с королевой Мегагирус отводится чуть ли не вообще вся финальная треть фильма — схватка затяжная, многообразная, наполненная интересными моментами и зрелищным экшеном, а также обилием повреждений с обеих сторон, в результате чего благодаря оторванным клешням и проткнутым животам схватка не выглядит битвой двух игрушек, а смотрится настоящим противоборством жуткой атомной рептилии и насекомого-мутанта.
Но не все идеи фильма столь хороши. Как минимум эпизод с прыжком Годзиллы хоть и добавляет ему манёвренности, выглядит как-то глупо. А сам факт, что главная героиня высаживается на шипы монстра и уплывает восвояси, не получив при этом смертельной дозы радиации — как-то резко снижает весь серьёзный тон картины, претендовавшей даже прямиком на фильм ужасов благодаря всяким этим жестоким нападениям Меганул на городских жителей.
Если бы создатели фильма как раз сосредоточились на этом урбанистическом хорроре и, допустим, вместо линии с мальчишкой добавили микро-сюжеты о расследовании серий загадочных убийств, введя в сюжет персонажей посерьёзнее — типа полицейских и детективов, чтобы плавно через напряжённую атмосферу ночных вылазок тварей-переростков подогнать фильм к его финальному сражению двух титанов — это был бы практически шедевр.
Ну, а так, «Годзилла против Мегагирус» рассказывает довольно внятную историю, фиксируя на экране каждую важную дату, уделяя внимание монстрам в разы больше, чем людям. И хотя фильм всё же не ровня лучшим картинам Хейсей-эры, он вполне получился на уровне «Годзиллы и Пришельца из космоса». Здесь не забыли и о заглавной музыкальной теме, и монстра-антагониста сделали нового и запоминающегося, при этом вспоминая ещё и ранние картины. В общем, отлично постарались, вполне успешно продолжая новую эру!
8 из 10
Оригинал