Годзилла, Мотра, Гидора, Барагон: Монстры Атакуют! Любопытно, что переосмысление мифа о Годзилле достигло Миллениум-эры аж в середине, а не в начале новой эпохи. «ГМК» выделяется на фоне остальных картин цикла (кроме «Финальных войн») не только тем, что здесь использован совершенно новый дизайн Годзиллы, в отличие от четырёх других картин Шинсей-периода, но и своей структурой с кардинальным изменением подхода к показанным чудовищам.
Вообще, когда Канеко поручили сделать фильм о Годзилле его задумка была проще — схватка с мутировавшим Камукарсом — гигантским богомолом из «Сына Годзиллы», но от идеи отказались из-за той же концепции в «Мегагирусе». Второй его идеей было показать мир будущего, где Годзилла борется с очередным монстром-пришельцем, концепт был слишком мрачным и дорогим по воспроизведению. Тогда родилась идея мистического подхода к сюжету — о Монстрах-Хранителях.
В сценарии фигурировали Ангирус, Варан и Барагон. В фильме же остался лишь последний, даже не попавший в название, а партии других были заменены на более популярных у зрителей монстров: Мотру и Гидору. Причём последний всегда был антагонистом, пришельцем и захватчиком, а тут вдруг стал хранителем нашей планеты с древних времён…
Но такой метаморфозе подверглись буквально все создания. Годзилла более даже не результат ядерной бомбардировки, не порождение атомной бомбы, а воплощение ярости и боли всех погибших азиатов во время Тихоокеанского конфликта. Души умерших страдальцев, желающих отомстить всему человечеству. Никогда ранее, даже в самым грозных своих воплощениях, Годзилла не представал столь жестоким и в то же время умным и хитрым, как здесь. Образ коварного непобедимого злодея стал возведён в абсолют.
По сюжету фильма японские власти скрыли от общественности подвиг доктора Серидзавы, и мир живёт, уверенный в том, что монстра уничтожили военные. Второй Годзилла появляется пятьдесят лет спустя, наводя ужас на всю страну, а параллельно появляются и другие кадзю, тоже сеющие хаос и разрушения.
Барагон роет подземные тоннели, засыпая обломками банду байкеров заживо, Мотра сжирает людей на побережье, ограбивших магазин и желавших утопить собачку, в общем убийств в картине хватает с лихвой, и если жертв других чудовищ особо не жалко, то Годзилла словно нарочно выбирает весьма изощрённые способы расправы с большинством показанных в кадре второстепенных персонажей.
Зато с главными героями фильму очень повезло. Все центральные персонажи невероятно эффектны. Репортёрша Юрико с канала второсортной фантастики, её отец — адмирал военно-морского флота Японии, её двое друзей, между которыми можно уловить даже лёгкий любовный треугольник, сколь сильно оба за неё переживают и стараются помогать. Даже её босс, заботящийся только о своей длинной шевелюре -вышел персонажем эффектным и запоминающимся, что уж говорить о загадочном старике, предрекающим возвращение чудовищ.
По легенде монстры должны спать десять тысяч лет, однако прошло из этого срока только два тысячелетия. Соответственно Мотра, Барагон и Гидора пробуждаются с огромным недостатком сил, уменьшенные от своих привычных размерах и с нехваткой некоторых способностей. Канеко нарочно хотел показать Годзиллу самым крупным и могущественным во всей этой схватке. Создатель спецэффектов Фуюки Шинада проделал колоссальную работу по ре-дизайну всех созданий.
Годзилла здесь обладает туманно-пепельными белыми глазами, словно призрак. Он жесток и проворен, не просто разрушает города, а буквально выцепляет людей на улицах, в госпиталях, на мостах, сжигая всех их заживо. Король монстров предстаёт настоящей карой человечеству уже не столько за ядерные испытания, а за войны, в целом. Мстит от лица всех убитых, погибших, пострадавших… Он настолько злой, что даже в конце и умирает от собственной злобы, впрочем, умирает ли?
Красный подземный ящер Барагон обновился до более современной внешности. Судя по тому, что из названия картины его-беднягу выкинули, он предполагается в фильме этаким сюрпризом, появляется первым и первым же сражается с Годзиллой. Любопытно, что все монстры-хранители — не просто чудовища, а даже наделены собственными характерами. Барагон, к примеру, наглый и самоуверенный, извечно лезущий на рожон, пока остальные ещё даже не очнулись для битвы.
Получила свой ре-дизайн и Мотра, что особенно чувствуется в строении её лап и задней части, теперь изгибающейся подобно пчелиному жалу и выпускающей град стрел. К сожалению, лучей и пыльцы здешняя Мотра лишилась, однако она по-прежнему самая отважная и готовая к самопожертвованию ради других. Вот только дуэта фей в картине нет, есть этакая камео-реинкарнация с близняшками из «Гамеры 3», любующихся пролетающей над ними гигантской бабочкой.
Вообще, постановщик, снявший Хейсей-трилогию о Гамере для студии-конкурента, прекрасно понимал в том, что нужно развернуть на экране, снабдив фильм и зубодробительным экшеном (здесь всё-таки аж 4 кайдзю и всем дают развернуться во всей красе), и замечательной человеческой драмой.
Главные герои подаются интересными, в чём-то противоречивыми, оттого даже более живыми, заслуживающими сопереживания. Тем более в картине, где вам сначала представляют персонажей, а потом их регулярно жестоко убивают, не волноваться за основных протагонистов попросту невозможно.
С собой из фильмов о черепахе Гамере в Тохо-вселенную Канеко притащил не только часть актёров, но и даже композитора. Причём Ко Отани умудрился написать новые, но просто потрясающие мелодии для фильма с особо запоминающейся и эффектной главной темой, а под титры припас особенный сюрприз, таки использовав заглавную тему Акиры Ифукубе. Заодно Канеко наполнил фильм самыми разными камео, в том числе даже всех актёров в костюмах чудовищ внёс в фильм маленькими эпизодами в своём обычном виде.
Дизайн Годзиллы наконец-то вернул обратно спинные плавники, которые здесь так и именуются, вместо кристаллических шипов последней интерпретации, а также монстр снова испускает синий атомный луч, как по канону, при этом ему ещё и добавили визуально эффектный вдох с искажением перед непосредственно выстрелом из пасти.
Авторы не забыли и об излучаемой чудовищем радиации, даже ради правдоподобности сбавив обороты в эмоциональном накале финальной встречи. А заодно даже компьютерная CGI-модель монстра в паре подводных сцен выглядит достойно и не режет глаза убогой графикой.
Благодаря большому количеству монстров — все они появляются в разных частях Японии и сюжет развивается динамично сразу в нескольких областях. К тому же показанные перед появлением Годзиллы эти чудовища не дают зрителю заскучать. Ну, а потом прекрасный экшен захватывает самое разное пространство — от лесистой местности до Токио, вновь превращённого в руины (лучшая шутка фильма посвящена именно постоянным нападениям Годзиллы на Японию).
Сюсуке Канэко снял один из самых выдающихся фильмов о Годзилле! Суровый, жестокий и серьёзный, при этом отходящий далеко от ранних представлений и законов жанра, вводя в фильм больше мистики и анти-военного настроения, уводя атомную тему куда-то на второй план. Получилось реально мощное антимилитаристское высказывание с воплощением всех ужасов людских конфликтов в виде громадных чудовищ, наделённых отнюдь не только инстинктами.
10 из 10
Оригинал