Символы для самых мечтательныхВ общем, я посмотрел «Чунгкингский экспресс».
Стремительный как полуночный экспресс, воздушный как мечты о полете в Калифорнию. Один из самых известных фильмов Вона Карвая стал синонимом к поэзии в киноискусстве, исключительно удачно вобрав в себя все то свободолюбие, возвышенность и романтичность, что ему могли дать своим влиянием и Французская новая волна, и пик развития кинематографа Гонконга, и, безусловно, авторский взгляд режиссера, который не боялся прибегать к самым смелым решениям. «Экспресс» был ярко интернациональным, благодаря желанию Карвая выйти за границы привычных для гонконгского кино стилей, в результате чего за границы Востока вышел и сам фильм, заполучив значительную популярность среди критиков и зрителей всего мира.
Две четко разделенные части фильма похожи друг на друга настолько же сильно, насколько они друг от друга отличаются: сентиментальные истории полицейских с кодовыми номерами, которые сталкиваются с прекрасными незнакомками в бурных потоках человеческих масс Гонконга, открыто и намеренно рифмуются схожими сценами и набором персонажей, однако кардинально расходятся в своей атмосфере.
Первая предстает самым настоящим нуарным детективом, в который вписались и история о разбитом сердце молодого романтика, и сюжет о преступных интригах с погонями, шантажом и убийством, и таинственная инкогнито, ни разу не снявшая ни светлого парика, ни выразительного плаща, ни темных очков в мрачных урбанистических декорациях Chungking Mansions. Беспокойное и тревожное вступление под пронзительные звуки «Baroque» Майкла Галассо сходу задают настроение потерянности и легкого отчаяния, которые сохранятся до конца этой истории. В ней тесный гонконгский квартал предстает роковым местом, лабиринтом, в котором сплетаются очень разные судьбы людей. Сближаясь до расстояния в 0.01 см на короткий промежуток времени встречаются две души – полицейского, который переживает расставание и любит метафоры, и неизвестной, которая глубоко вовлечена в криминальные события и всегда осторожна. Параллельно повествуя о событиях, происходящих с героями, Карвай под конец истории повторяет их встречу вновь, чтоб их легкая, казалось бы, совсем мимолетная связь оставила в их судьбах важный или, наоборот, незначительный след, а зрители наблюдали чарующий катарсис.
Вторая – это мечтательная повесть о символах, неопределенности, нежном влечении и ребяческой легкости. И даже трудно сказать, кто в ней главный герой: нерешительный полицейский, пребывающий как будто бы в меланхоличной дрёме, или эксцентричная юная работница забегаловки, которая решила незвано и незаметно пробраться в жизнь человека, вызвавшего трепет в ее сердце. После зачастую сумрачных сцен первой половины фильма, в основном наполненных искусственным светом, действие второй обретает больше спокойных ярких красок и чаще озаряется солнечными лучами, которые мягко покрывают яркую одежду героини Ван Фэй. Последнюю же, контрастируя с саундтреком первой половины, непременно сопровождает жизнеутверждающая песня «California Dreamin’» от The Mamas & The Papas, являясь лейтмотивом всей истории и превратив ее в некоторое подобие музыкального клипа. И действительно, Калифорния и мечты занимают ключевой момент в повествовании, которое после очаровательных романтических приключений приходит к заключению в духе притчи, где каждый все понял и выучил свой урок.
Крепко совмещая поэтичность визуальную и смысловую, «Экспресс» обязан своими умопомрачительными планами, подходящей названию в своей стремительности динамике и красочными кадрами оператору Кристоферу Дойлу, который с первой сцены до последней доказывает, что он является смелым и непредвзятым художником, готовым сделать из фильма нечто большее, чем съемку актерской игры. Благодаря его тандему с Карваем картина и приобрела уникальный культовый облик, закрепивший в себе короткие, но запоминающиеся на всю жизнь трогательные и милые истории. Истории о случайных встречах, остающихся у нас в памяти и душе, самых разнообразных смыслах, что мы придаем обыденным событиям, и красоте, которую мы видим в самых простых вещах.
8 из 10