Обитель Зла Ларс фон Триер — известный провокатор, любящий истязать зрителя длительными пощечинами, не желая отпускать или смягчать свое безумство на милость. «Антихрист» — вершина его творчества и лучший фильм. Здесь метафоричность и символизм достигают наивысшей концентрации и многообразия, сжимаясь в узких рамках сюжетной линии.
В одном прологе рассматривается сразу целая вселенная и религиозное человеческое мировоззрение. Есть жизнь, как непрерывный процесс достижений и развития, поиска цели и получения удовольствий. Смысл — движущая сила всей этой реальности. И как в любом мировоззрении нам наглядно показывают всю медаль с обеих сторон, заставляя выбирать, где важная, а где оборотная. Смысл духовный — это семья, ребенок и домашнее уютное счастье, жизнь для других, вкладывание своих знаний в новое поколение, счастливая семья в своем классическом представлении. Смысл материальный — это стремление к наслаждению, получение максимума удовольствий от жизни, ключевым и высшим ощущением сладости в котором является оргазм и в целом физическая близость, ощущение любимого человека, ощущение полного слияния в единое целое существо, когда ни Адам, ни Ева неотличимы от божественного целого и когда мимолетное наслаждение заставляет забыть обо всем.
За все надо платить — таков первый постулат и первая поднятая проблема, закрывающаяся раньше, чем успевает раскрыться, но тонкой иглой эта тема будет пронизывать сцены истории снова и снова до самого конца.
Режиссер очень много времени посвятил изучению ключевых понятий психоанализа, отталкиваясь от идей З. Фрейда и противопоставляя им взгляды Карла Юнга. И даже прямым текстом после всех плотских метафор нам сообщают, что «Фрейд — мёртв!», хотя звучит это скорее даже не с позиции современных подходов к психоаналитике, а совершенно с других позиций. По одну сторону это знаменитейшее высказывание Ф. Ницше, где Фрейд заменил собой ключевую фигуру религиозного бытия, а с другой стороны это лишь трактовка современной науки в её отказе рассматривать сновидения и оккультные искусства как что-то существенное.
Именно оккультной философии и чтиву таких концепций Триер посвятил не меньше времени, чем фрейдизму и психоанализу. Без каких-либо даже поверхностных знаний в религиозных знаках, алхимических законах и астрологии будет невозможно понять, для чего в той или иной сцене появляется олень, что означают желуди, для чего совершены те или иные поступки, а многие фрагменты фильма и вовсе рискуют потерять свой смысл, потому что сами по себе противоречивы, как и любая истина.
Истина — всегда противоречива и как минимум двойственна. Буквально каждый символ подан со множеством его значений, порой частично противоречащих друг другу из-за спорного контекста ситуации. Триер нарочно ставит каждую сцену под разными символическими углами трактовки, чтобы показать всю насыщенность символизма, многообразие смысла в каждом подобном эпизоде. И зрителю придется долго осознавать и разбираться в таких элементах, когда стремительный сюжет уже скользит дальше в глубины человеческого сознания.
Человек — центр вселенной, каждый является точкой отсчета собственного микрокосма, руководя своей жизнью. Изучение человеческой души, поведения, характера и темперамента — вот третья ступень раскрытия и познания глубины содержания. Поэтапно, словно неровной лестницей, перед нами разложен путь погружения человека в глубокую депрессию, а затем и в безумие. Каждая стадия прописана удивительно четко, каждый элемент находится на пике возможных вещей.
Природа — это церковь Сатаны — четвертый постулат, погружающий нас в глубь всего мироздания. Постепенно забывая, что гнилая мертвая природа вокруг это лишь часть окружения, что сама природная суть внутри нас, внутри героев фильма, внутри каждый мысли и в глубоких дебрях духовного мира каждого человека, в его сознании. И вопрос борьбы ставится здесь особенно остро. Подчиниться звериным инстинктам или бороться за свою человечность. Ведь человек, как вид, способен не только на грандиозное сострадание, но и на невероятную жестокость.
Зверь внутри — пятый этап и пятый постулат фильма, рассказывающий о душевных муках и терзаниях, переходящих на уровень ощущений физических. Кончилась горечь и пустая печаль, все слезы уже выплаканы. И нематериальные ощущения начинают становиться частью окружающей природы, окружающей действительности, звериная сущность зла вырывается наружу.
Мучая и истязая зрителя, доводя каждую сцену до безумства, до апогея страсти, будь то яростный безудержный секс или бесчеловечность в зверских проявлениях насилия. Насилие за насилием, уровень за уровнем, ступень за ступенью, и с каждым наворотом все сильнее и страшнее, все жестче и ужаснее. И сил мириться с естеством уже нет, когда достигаешь понимания самой идеи. Все это не более чем природа и разум в своем извечном противостоянии и, что еще более важно, — в своем взаимодействии.
Хаос правит всем! — таков шестой, а точнее сказать 666-й, опорный столб всего происходящего. У каждого свой зверь, стремящийся поглотить и разрушить. Одна часть неизменно стремится к созиданию, к наблюдению, к жажде излечиться или познать, а вторая половина пытается уничтожить все самое лучшее, оставляя только боль, заставляющую вновь и вновь переживать собственные ошибки. Прощения не будет, пока сама сущность человека, вся его внешняя и внутренняя природа, не сможет понять и принять себя со всеми своими проблемами и недостатками. А повелителем природной жестокости выступает никто иной, как король хитрости, истерзанный судьбою. Сам Антихрист!
Смерть — это лишь новое начало, таков эпилог, такова финальная, седьмая, установка. Каждому — свое. Каждому свой час и свое время. Ведь никто не умрет, пока трое нищих не придут. И, может быть, лишь тогда, окончательно потеряв самого себя и свою суть, очнется та сторона, что была разорвана на кучки мелких колючих звезд-желудей, образовавших несуществующие картины несуществующего леса, в больной фантазии скорбящего человека, дошедшего до отчаяния.
Ларс фон Триер сумел вывернуть наизнанку человеческую душу, доказав что
Бог и Дьявол — есть одно лицо. И нет зла, нет добра, есть лишь природа и жизнь либо по её законам, либо стремление её покорить. И у каждого в жизни есть возможность выбора, у каждого есть право на счастье и страдания, на ошибки и принятие решений. А жизнь тем временем катится по наклонной, обточенным кровавым камнем, проехавшимся по чьим-то судьбам, в туманы сказочного леса больного воображения. А чудовище, живущее внутри, регулярно продолжает повторять раз за разом: хаос правит всем!
Изумительный психологически-метафоричный фильм ужасов, о борьбе духовного и материального, о человеческом страхе и его формах. Посвященный самой природе фобий, загадкам человеческой души и погружению в тоску, тревогу и депрессию. Сильный, наполненный оккультным и религиозным символизмом, фильм, рассказывающий о природе, что нас окружает, о которой никогда не стоит забывать, потому что она внутри нас и мы в ней.
9 из 10
Оригинал