Цепной пёс Майкл Дж. Бассет по сути умудрился за 45 миллионов снять то, что Стивен Соммерс снял за лимонов 160, а именно «Ван Хелсинга». Без гламурного актерского состава и романтического лоска приключений, утопив в грязи и мрачности все противоборство сил вселенной, и наглядно демонстрируя выбор «либо смерть, либо рабство» в антураже средних веков. Но вот появляется герой, становящийся постепенно на путь святого клинка после темного прошлого и множества грехов, за которые его уже давно дожидается Дьявол.
Классическая история о спасении невинной души во имя искупления приправлена излишним набором сцен визуального оформления, в которых художники лихо демонстрируют излишки бюджета, создавая то Дель Торовских уродцев в зеркалах, то Толкиенского демона-голема, и играясь с напряжением вопреки всякой логики. И по сути кино превращается в искусство визуального мастерства, где даже грязь и мрачность обретают красивые и изящные формы, кадр выверен цензурной точностью отсутствия жанровости и демонстративностью излишков без выделенных на то акцентов. Здесь безо всякого сожаления выжигают глаза, режут детей и умерщвляют поселения, но лишь изредка можно увидеть, как хлещет кровь и как отскакивает отрубленная голова. Все море насилия завуалировано секундными порциями, а набор бу-эффектов обращает геройскую историю в средневековый фильм ужасов, от чего зал вздрагивает, а особо впечатлительные издают визги страха.
Наверное, это и было целью фильма — сделать мрачное и жестокое кино, которое отыгрывает свой бюджет за счет декораций, панорам и довольно неплохих спецэффектов. Бассет наглядно пытается показать, как был бы «Ван Хелсинг», если бы его снимал не Соммерс, а Гильермо Дель Торо, погружая мир в сказочную мрачность, наполняя атмосферу напряжением и сонмом мистических чудовищ, и беспощадно играя на нервах зрителя от сцены к сцене. Однако, едва начинаются титры, и создается ощущение, что снимали не отдельное кино, а непосредственно приквел к тому самому «Ван Хелсингу», этакое становление мужика в шляпе на путь борьбы с нечистью, оставляя путь к продолжению истории, но полностью завершая сюжетную часть отдельно взятого эпизода.
Итого, сорвавшийся с цепи, во имя справедливости и искупления — беспощадный герой-спаситель вершит добро кровопролитием и спасением невинных душ, настолько — насколько это вообще возможно в эпоху беспощадной жестокости и времена царства теней. Цепной пёс добивается своего из раза в раз, следуя по пятам своих обидчиков, словно детектив, ищущий улики и разыскивающий убийцу. Но вся интрига разоблачения зла сводится практически к очевидному, флешбэки прошлого информативны на столько же, насколько оставляют место для дальнейших сиквелов и погружений в воспоминания и кошмары, лишь редкими цепкими эпизодами, умея подать важные моменты былых времен.
И проблема фильма сведется к банальному повторению «Возвращения джедая», пока декорации изо всех сил пытаются менять космические пейзажи на мистический вариант 1600ых годов, натравливая на бедного спасителя народа все новых и новых тварей, хоть как-то худо-бедно разыгрывая финальные интриги, раскрывая потрепанные от старости карты. И если Дель Торовский «Хеллбой» хотя бы забавный и юморной, то «Соломон Кейн» Бассета это всего лишь одноразовая крепкая пародия на все похожие фильмы, но в современную эпоху расцвета обращения к фентези, античности и средневековью в кинематографе, когда волшебство «Гарри Поттера» мрачнеет с каждым разом, «300 спартанцев» бьются насмерть даже без возможности одолеть врага, а грядущая «Битва Титанов» просто обязана стать невероятно зрелищным брутальным экшеном с сильным мифологическим уклоном, такое кино как «Соломон Кейн» прекрасно вписывается в тенденции кино, и даже при всей мистике, магии и различных големах, определение «более мрачный, более реалистичный» подходит сюда как нельзя лучше. А потому своего зрителя этот фильм обязательно найдет, даже если коммерческий успех окажется крайне сомнительным.
7 из 10
Оригинал