Выжить в резервацииВ августе этому фильму стукнет десять лет. К этой дате мы и приурочили пересмотр картины. Стоит начать с того что началось всё с короткометражки 'Выжить в Йобурге' которая за двадцать минут показала как пришельцы прибыли на Землю. Её заметили в высших эшелонах Голливуда и Питер Джексон предложил продюсерство для дебютной полнометражки. Результат превзошёл все результаты. Далее мы разберём фильм по критериям и выскажем несколько мыслей по этому поводу.
Рассуждая о первом критерии, мы разберём
сценарные и смысловые дефиниции картины. Сюжет повествует нам историю Викуса Ван Де Мерве – молодого соотрудника МНЮ. Он выполняет ответственную миссию по выселению пришельцев со своих мест обитания в специально созданную для них резервацию. О дальнейшем распространяться не буду, поскольку там идут ключевые для понимания картины моменты. Литературная часть фильма меня устроила, поскольку здесь сильный социальный подтекст. Бломкамп говорит со зрителем о ксенофобии и непростых отношениях «белых» и «чёрных», о взаимопроникновении культур и условности любых моральных ценностей. «Район № 9» — потрясающе эмоциональная и запоминающаяся картина, для которой фантастический антураж не самоцель, а лишь художественный приём. Бломкамп не швыряет морали нам в лоб, а использует хитрый приём разрыва шаблонов. Привыкшие к кровожадным инопланетянам зрители видят очаровательных в своей беспомощности «моллюсков». Иноземные членистоногие бежали с родной планеты и безнадёжно затерялись в пучинах космоса. Большинство из них мало представляет, на каких принципах работает космический корабль. Зато готовы продать мать родную за банку кошачьей еды. Местные власти, мафия и частные корпорации гоняют бедняг в хвост и в щупальца. Те, правда, тоже хороши — мусорят почём зря, едят всё, что шевелится и не шевелится, а иногда и на людей нападают. Но при всём при этом не совсем понятна авторская позиция. На какой же стороне создатели? Креветочных пришельцев или людей, которые порой проявляют свои самые зверские качества. Но это не страшно. Литературная часть фильма мне понравилась. Ставлю твёрдую пятёрку.
Зрелищность. Как говорят персонажи фильма: каждый должен извлечь свой урок из этой истории. Чтобы воплотить этот принцип в визуальном оформлении Блокамп применяет мокументари. Используя уже поднадоевший формат документальной съёмки, режиссёр не зацикливается лишь на одной камере. Он склеил кинополотно из разных видеофрагментов, которые филигранно подогнал друг к другу. При просмотре возникает эффект новостного репортажа, сюжет которого может разворачиваться и на другом конце мира, и у вас на заднем дворе. Главные герои здесь не рефлексируют над полумёртвыми цыплятами и заняты в основном вопросами выживания, так что пораскинуть извилинами зрителям придётся самостоятельно. И самое интересное, что в повествование в стиле новостных блоков органично вплетается экшн, и при этом хватило средств на натурализм, способный у некоторых вызвать тошноту. Визуальной части я поставлю четвёрку, поскольку совсем без провисаний не обошлось, но в общей массе достоинств помарок практически не замечаешь.
Актёрская игра хороша. Хотя бы, потому что ты её не чувствуешь. Шарлто Копли не имеет высокого актёрского образования но ему удаётся найти в себе необходимые краски для воплощения того состояния когда в одно мгновение переживаешь сложное биологическое превращение и из своего становишься чужим. Мгновенно испаряется всё то чего добивался годами и пытаешься заново примерить окружающую тебя реальность, но уже в новом качестве. Дэвид Джеймс в роли Кубуса Вентера не показывает высокой драматургии, поскольку играет солдафона, но именно он является катализатором основной драмы закрученной вокруг Викуса и пришельца Кристофера Джонсона с сыном. За их взаимоотношениями интересно наблюдать, поскольку в пришельцах также есть элемент игры. По этому критерию ставлю пятёрку.
Саундтрек. Его мало, но он есть и композиторские опыты вызывают уважение поскольку в острые моменты подчёркивают их драматургическую ценность, а звуки атмосферы вроде пролетающей птицы, или звука упавшего цилиндра звучит в общем миксе достаточно громко, чтобы ухо зрителя могло его услышать и понять в каком месте и для каких целей все эти звуки звучат. К звуковой стороне фильма нет претензий, поскольку отлично подкрепляет визуальную составляющую. Оценю в пять звёзд.
Вердиктируя.
100 грамм амброзии на растерзанные летними блокбастерами мозги киноманов, страдающие от передозировки пафоса и эпичности. Если «Трансформеры» и «Бросок кобры» вскрывали черепную коробку и вероломно заменяли содержимое на целлофановый пакет с отмоченным в кока-коле попкорном, «Район № 9» возвращает вам центральную нервную систему и душевное равновесие. Такие фильмы внешне непритязательные имеют большой смысловой заряд, а потому пересматривать будут долго. Но это моё мнение о фильме, никому его не навязываю. Оцениваю твёрдой девяткой. Всем добра и приятного просмотра!
9 из 10