No Country For Little Children Фильм начинается как беспощадный скандинавский артхаус: через ставший приевшейся обыденностью абсурд пробивается маловразумительная актёрская игра двух самых обыкновенных мальчика и девочки, в поисках родителей отправляющихся в Большой Город в поисках родителей, дабы избежать прелестей приютов и самого страшного для них — разлуки.
Первую треть фильма возникает искушение переключиться на что-то более «съедобное», но чем дальше, тем сильнее фильм интригует — не просто на абсурдность жизни намекают многочисленные, почти неуловимые детали, слова, обрывки разговоров, при всей их эпизодичности и незаострённости кажущиеся очень важными.
На пресс-конференции, посвящённой своему юбилею, Кира Георгиевна называла «Мелодию для шарманки» просто рождественской сказкой, какие были у Андерсена. Но широчайший спектр задействованных в фильме приёмов, яркие образы и нетривиальная, мягко говоря, постановка диалогов говорят о том, что это не просто сказка, под которую хорошо засыпается в Сочельник.
Интересно, что сценариста Владимира Зуева Кира Муратова охарактеризовала как глубоко воцерковлённого человека. Это неудивительно: под абсурдным и неуловимым хамелеоном видимого в фильме скрывается наша трагическая реальность. Понять которую лучше всего, полагаясь на христианское видение мира.
Всю поездку в Город хорошо представлять как рождественскую экскурсию в Ад. Чем ближе к Городу, тем более неуместными кажутся любые упоминания Евангелия. Они звучат из уст умалишённого, распродаются в виде подарочных открыток (Вам когда-нибудь дарили открытку с изображением избиения Вифлеемских младенцев?), слышатся в разговоре по мобильному как просто сообщение кому-то цен на бензин. Вокзал — словно гостиная Ада, из которой пассажиры могут попасть в любое другое место. Чем ближе к центру Города, тем важнейшую роль играют деньги. Зритель переносится в Казино, на Аукцион и наконец, в самое сердце Города — Супермаркет. Здесь без денег уже точно не выжить, что блестяще продемонстрировано на примере главных героев. Дети в этом Аду потребления и бесчеловечности явно лишние. Все вокруг стремятся получить деньги, а это оказывается возможным только благодаря отказу от себя и принятию маски — тогда ты сливаешься с ней и становишься функцией — продавцом, попрошайкой, охранником и т. п. А к детям маска просто не прилипает — потому-то они самые обыкновенные, в то время как все вокруг кажутся маститыми актёрами. Гениальное решение!
При просмотре обращайте особое внимание на детали — каждая из них может существенно изменить общий фон понимания фильма.
Большое спасибо Кире Георгиевне за этот действительно христианский фильм о нашей жизни. Жаль только, что христианство в нашей жизни граничит со сказкой и абсурдом…
9 из 10
Оригинал