У Тео Ангелопулоса я смотрела только один фильм - «Пчеловод» и еще была одна часть в альманахе «У каждого свое кино», которую я, честно говоря, не помню. Вчера посмотрела его фильм «Прерванный шаг аиста»/To meteoro vima tou pelargou, 1991, и он мне неожиданно понравился, хотя рекомендовать всем я его точно не буду.
Группа с телевидения
дальше
У Тео Ангелопулоса я смотрела только один фильм - «Пчеловод» и еще была одна часть в альманахе «У каждого свое кино», которую я, честно говоря, не помню. Вчера посмотрела его фильм «Прерванный шаг аиста»/To meteoro vima tou pelargou, 1991, и он мне неожиданно понравился, хотя рекомендовать всем я его точно не буду. Группа с телевидения во главе с репортером Александером (Грегори Карр) приезжает в какой-то маленький приграничный городок на албанско-греческой границе, чтобы снять сюжет о том, как многочисленные беженцы, которых там разместило греческое правительство, там живут, условия, по правде сказать жуткие, но хоть не лагеря. Их встречает начальник погранзаставы полковник, который проводит для него небольшую экскурсию, в которой мы и видим впервые этот символический «прерванный шаг» - он подводит его к разделительной линии на мосту, встает на нее и поднимает одну ногу, говоря, что можно выбрать — или вернуться назад, или переступить через нее и тогда не исключено, что пограничники с той стороны тебя пристрелят. Вот тема границ и становится в фильме одной из главных, не всегда в буквальном, иногда просто в символическом значении, а также в отношении межчеловеческих связей. В процессе «экскурсии» Александер вдруг видит на рынке человека, лицо которого показалось ему удивительно знакомым (Марчелло Мастроянни), когда-то в Греции был весьма популярный и удачливый политик, которому предрекали хорошее будущее до тех пор, пока он не выпустил свою книгу, к которой не все отнеслись однозначно, некоторые возмутились, но основное большинство приветствовало выход книги. Однако после этого он выступил в парламенте, сказав буквально несколько слов, а потом просто исчез. Через какое-то время он снова появился, даже встретился с женой, после чего он исчез окончательно, все решили, что он умер. Александера этот человек сильно заинтересовал, поскольку исчезновение в свое время наделало немало шуму, так что сюжет о нем мог стать сенсационным. Он находит бывшую жену политика (Жанна Моро), пытается что-то узнать у нее. Сначала она не очень настроена на общение, но потом сама приходит к нему. Александер снова едет в этот городок со своей группой, снова находит этого человека, выясняет, что он там живет в маленькой комнатушке вместе с тремя детьми, причем с его дочкой журналист случайно познакомился и даже сблизился, в принципе, именно к ней он пришел, не ожидая затем увидеть там искомого человека, которого девушка называет папой. Александер приглашает туда бывшую жену политика, но она не опознает его. Снимают сюжет о встрече на реке — так они там называют регулярные встречи, когда люди с одной стороны границы выходят на берег, чтобы «встретиться» с людьми с другой ее стороны. На этот раз там проводится даже свадьба, невеста на одной стороне, жених на другой, священник даже проводит обряд венчания, искомый человек выдает замуж как раз свою дочку, в которую журналист уже успел влюбиться, причем шаги к сближению делала она сама. В конце мы видим второй прерванный шаг, который чуть не сделал журналист, пребывающий в большой скорби по поводу свадьбы, не этого он ожидал. А искомый человек снова исчезает, мы так и не узнаем точно, был ли это тот самый политик или это был кто-то другой, однако исчезновение наводит на мысль, что это был все-таки он. Вопрос о границах, которые создают и сами нарушают люди, постоянно присутствует в фильме. Даже полковник об этом упоминает - «эти люди стремятся сюда вроде как за свободой, но первое, что они делают, - это разбиваются на группы, между которыми устанавливают эти самые границы, враждуют между собой». К сожалению, так оно и есть везде и всегда. Снят фильм в очень неторопливой манере, визуальная сторона играет в нем большую роль, как и музыка. Актеры тоже играют неплохо, не только Мастроянни с Моро, но и остальные. Нужны ли границы или лучше установить все-таки связи, как бы говорят нам последние кадры фильма с символическим восстановлением линий связи.
|