Прелестное дитя Создать нечто оригинальное из набора уже давно используемых элементов — это настоящий талант. Умение подать старое, как нечто если и не новое, то прекрасно обновленное и осовремененное, заслуживает как внимания, так и похвалы с уважением. Применяя уже проверенные методы, всегда есть способ для развития оригинальных идей и интересного подхода, и тогда итоговый продукт может выйти на один уровень с классикой, представляя в своем жанровом направлении крупное светлое пятно.
Особенно удивляешься, когда совсем еще начинающий режиссер, имея за плечами пару не самых впечатляющих работ, выдает настоящее произведение искусства, внося что-то в сам жанр и развиваясь тем самым на глазах. Режиссер Хаум Серра как раз из таких, и восторгаешься в результате его работой, оказавшейся в итоге недооцененной зрителем в связи с наличием более ярко пиаренных и привлекательных, на первый взгляд, конкурентов.
К сожалению, не создав какого-то фурора вокруг себя, и не привлекая звездами мировой величены, фильм `Orphan` коммерчески похвастаться ничем не может, но зато содержание фильма способно конкурировать по качеству с самыми блистательными представителями этого жанра.
Сама тематика злых детишек используется многократно и мультижанрово. Будь то призрачные видения, прыгающая через скакалку малышня в жутком сне, вылезающие из телевизора брюнетки, или просто задумавший убийство ребенок. Чего только не было, и сын Дьявола, и толпа близнецов со сверкающими глазками, дети-зомби, и где-то было ярко и оригинально, где-то уныло и скучно. Здесь, в `Дите Тьмы` мы сталкиваемся с семейной трагедией и попыткой её решить и справиться с бурей чувств. Решение тяжелое, но довольно правильное, и уже довольно большая семья решает удочерить девочку из приюта.
Двуликое создание априори должно мило улыбаться, рисовать наивные картинки, и в то же время задумывать грандиозные планы, по ликвидации всех неполюбившихся ей персон. Отношение к центральному персонажу меняется из раза в раз, в зависимости от ситуации. С одной стороны половина из показанного имеет место быть и в реальности, дети порой по настоящему жестоки, не понимая страданий другого, порой мстительны и даже коварны, при этом лучше забыть о финальном твисте и заглянуть глубоко в проблемы школьного коллектива и внутри семейные отношения в многодетной семье. И ведь посмотрите, это проблемы не подняты как-то поверхностно или мельком, о них не произносят вскользь. Они бьют в самое сердце острым лезвием и кульминацией трагических событий из всех возможных вариантов. Это настоящая драма. Трагедия, обыгранная на экране изумительно.
И глядя на подобные сцены, вызывающие в тебе очень сильные эмоции, актерам веришь безукоризненно, событиям — поражаешься, а от ужасных сцен — пугаешься по настоящему. И понимаешь, что вовсе ненужно никаких имен типа Зельвегер, чтобы прекрасно обыграть главную женскую роль, развить душевную трагедию в открытой форме и демонстрировать искренние чувства на экране. Ненужно никакой Ферланд с её фильмографией, от которой никогда ничего не требуют кроме обыграть ребенка или инфернальное бездушное нечто. Достаточно никому практически неизвестной Изабелль Фюрман, имеющей настоящий актерский талант и большущий потенциал. Она демонстрирует яркую характерную игру, эмоциональные перепады и внушает как очарование от своей улыбки, так и ужас от нахмуренных бровей. Такой талант для подобной роли еще надо поискать, и звание лучшего злобного ребенка за ней закрепить следует однозначно, если уж в `Омене` был мальчуган, то её Эстер однозначно самая лучшая девочка-злодейка.
А вот искать какой-то скрытый смысл во всем происходящем в фильме не следует. Выискивать какие-то метафоры, символизм и тому подобные элементы — занятие, может и полезное, но явно отвлекающее от основных идей фильма и сюжетной драмы. Что же до хоррора, то по этой части фильм очень хорош. Конечно, потенциал рейтинга R можно было бы раскрыть и еще шире, но дело тут упрется по большей частю в сам сценарий и наличие подобных сцен. Тут особо хорошо вышло с голубем, монашкой, и неординарная сцена с отцом, в то время, как напряжения и фактически пугающих событий происходит куда больше, чем просто убийств.
С другой стороны, имея на руках традиции и штампы их не поленились запихнуть в фильм этаким колейдоскопом, играя на родительских чувствах и вызывая страх на ребенка, находящегося под угрозой. Но даже подобное явно намеренное вызывание страхов и опасений организовано в интенсивном темпе, с сильным напряжением и настоящей непредсказуемостью развязки подобных событий. Сложно предугадать, кто из персонажей и когда погибнет, и останется ли кто-то в живых вообще. Ведь все может повернуться самым неожиданным образом.
А если уж говорить о неожиданности, то финальный поворот собой продемонстрирует ярчайший твист, который и представить то было практически невозможно. Сценарий идет в гору от динамики напряженных эпизодов, равиваясь в кульминации в настолько удивительные и шокирующие события, что при развязке хочется аплодировать стоя за одну только идею и подобный ход, а уж реализация и вовсе выполнена бесподобно и на высшем уровне.
Затрагивая какие-то ситуативные конфликты, фильм не обошелся и без психологизма во всей завязанной истории. Трагедия утраты, комплекс Электры, ревность и месть, в которых проблематика происходящего лишь усиляет свое давление и напряженность обстановки. И когда ужасающие события то и дело заставляют вскакивать на месте, да вскрикивать от ужаса, царящее вокруг атмосферное напряжение не отпускает до самого конца.
Хаум Серра сумел добиться своим фильмом яркого фильма ужасов с элементами триллера. Пугающий фильм о настоящих проблемах и реалиях жизни, со всей своей невероятностью, тонкостью и остротой. Затронув главные драмы жизни, разыграв мощную напряженную кульминацию, и сумев достойно реализовать актерский потенциал в одном из лучших хорроров последних лет.
9 ИЗ 10
Оригинал