Историческая лента «Александр Невский» считается одной из лучших режиссёрских работ Сергея Эйзенштейна. Музыка к картине была написана выдающимся композитором Сергеем Прокофьевым. Широкий успех фильма, вышедшего на экраны в 1938 году, сравним с культовой картиной «Чапаев». Эйзенштейн был удостоен Сталинской премии и смог получить докторскую степень по искусствоведению, не защищая соответствующую диссертацию. После вероломного нападения Гитлера на СССР картина «Александр Невский», посвящённая борьбе
дальше
Историческая лента «Александр Невский» считается одной из лучших режиссёрских работ Сергея Эйзенштейна. Музыка к картине была написана выдающимся композитором Сергеем Прокофьевым. Широкий успех фильма, вышедшего на экраны в 1938 году, сравним с культовой картиной «Чапаев». Эйзенштейн был удостоен Сталинской премии и смог получить докторскую степень по искусствоведению, не защищая соответствующую диссертацию. После вероломного нападения Гитлера на СССР картина «Александр Невский», посвящённая борьбе средневековой Руси против агрессии Тевтонского ордена, обрёла второе дыхание и с огромным успехом вернулась на киноэкраны. Великий Новгород Действие фильма переносит нас в середину XIII в., когда войска Тевтонского ордена наступали на западных рубежах русских земель, грабя города и убивая мирных жителей. Заручившись поддержкой римского Папы, немецкие рыцари, уверенные в победе, уже загодя делят между собой русские княжеские титулы и земли. В это нелёгкое время новгородцы собираются на вече, где решают призвать князя Александра. Совсем недавно на реке Неве он разбил шведов, и теперь он возглавит дружину и даст отпор новым захватчикам. Перед тем как войско выступило в поход, два новгородских воина Василий Буслаев и Гаврило Алексич сватаются к Ольге, которая обещает выйти за того из них, кто лучше проявит себя в бою. Сражение У покрытого льдом Чудского озера встречаются русское и тевтонское войска. Накануне битвы Александру Невскому рассказывают басню о лисице и зайце, которая подсказывает ему, как лучше провести битву. Так как немецкие рыцари наступают «свиньёй» по центру, русские заманят их на середину замёрзшего озера и сожмут со всех сторон, словно клещами. Замысел князя полностью оправдался. Разбитые тевтонцы обращаются в бегство и, благодаря тяжёлым доспехам, проламывают лёд и тонут. Рядовых кнехтов из числа захваченных в плен позже отпустят домой, а знатных рыцарей оставят, чтобы получить за них выкуп. Героев Василия и Гаврило в тяжёлом состоянии привозят с поля боя в Псков. Здесь Василий добровольно признаёт победу за другом, а сам женится на воеводской дочери Василисе, бившейся плечом к плечу с воинами-мужчинами. Работа над кинолентой В процессе подготовки к съёмкам большое внимание было уделено исторической достоверности. Режиссёр и съёмочная группа консультировались с ведущими советскими историками, а весь сценарий два раза серьёзно перерабатывался в соответствии с критикой со стороны специалистов. Из-за поджимающих сроков знаменитая сцена Ледового побоища снималась летом, для чего были построены специальные декорации.
Знаменитый эпизод с битвой на Чудском озере снимался в павильоне – в весенний период. Вместо льда был пенопласт.
Фильм был выпущен с плохо записанной звуковой дорожкой. Низкое качество записи обьясняется тем, что в фильм была вставлена черновая версия, которую ещё предстояло переозвучить. Но ещё до того, как это было сделано, фильм с черновым звуком просмотрел Сталин и утвердил именно в таком виде. Эйзенштейн не рискнул что-либо изменять в фильме, успешно прошедшем столь высокую цензуру.
Цитаты из фильма и видеоряд использовались в других произведениях. Так кадры ледового побоища послужили фоном для одной из сцен советско-американского фильма «Синяя птица» 1976 года, а в фильме Юрия Мамина «Праздник Нептуна» (1986 год) сцена ожидания местными жителями автобусов с иностранными туристами дословно повторяет момент перед битвой — приближение рыцарского войска. В фильме «Конан-варвар» (США, 1982 год) доспехи злодеев созданы по мотивам доспехов рыцарей из «Александра Невского».
В ноябре 2006 года по российскому каналу «Культура» была показана укороченная версия фильма, без фрагмента, в котором поётся песня «Вставайте, люди русские». Это вызвало определённую озабоченность и возмущение среди некоторых зрителей. Редакция канала ответила, что телеканал «Культура» закупил такую версию фильма.
Гаврила Алексич, один из главных героев фильма, не мог принимать участия в Ледовом побоище, так как погиб за год до него, в 1241, при штурме Копорья.
В сцене рыцарского поединка с главой ордена во время сражения в роли Невского Черкасова заменил генерал, кавалерист Лев Доватор, который был одним из консультантов фильма.
Специально для фильма была изготовлена точная копия средневекового портативного органа. На нём католический монах, одетый в черное, играет во время битвы.
Братья-рыцари согласно Уставу Ордена обязаны были носить бороды. В фильме они с бритыми подбородками.
В древней Руси незамужние девушки волосы заплетали в одну косу, а уже после замужества расплетали ее на две косы. А в фильме у незамужних девушек: Ольги, к которой сватаются Гаврила Алексич и Васька Буслаев, и Василисы — дочери воеводы, волосы заплетены в две косы.
Ни перед битвой, ни перед торжественным храмовым звоном князь Александр в фильме не крестится. Хотя в те времена, не осенив себя крестным знамением, православный человек не выпивал и стакана воды. Такие неточности — дань советской антирелигиозной политике, проявлявшейся в культуре и искусстве.
Фильм начинается со сцены рыбной ловли на Плещеевом озере и диалога Александра Невского с татарскими баскаками. Эйзенштейн снимал эту сцену на родине Александра Невского — у села Городище рядом с Переславлем-Залесским — холм и вал городища, где стояли тогда княжеские палаты, сохранились до сих пор.
«Александр Невский» появился в кинотеатрах в 1938 году и имел огромный успех (сравнимый, разве что, с «Чапаевым»). Сергей Эйзенштейн получил Сталинскую премию и степень доктора искусствоведения без защиты диссертации. Однако вскоре после выхода картины на экраны она была изъята из проката по соображениям политкорректности к Германии, с которой в этот период СССР пытался наладить отношения. В 1941 году, после начала Великой Отечественной войны, «Александр Невский» вернулся на экраны с еще более оглушительным успехом.
Увековечить белое воинство в Советском Союзе в 1934-м году – поступок смелый, отчаянный и даже смертельно опасный. Но Сергей Дмитриевич Васильев, режиссёр дальше
Увековечить белое воинство в Советском Союзе в 1934-м году – поступок смелый, отчаянный и даже смертельно опасный. Но Сергей Дмитриевич Васильев, режиссёр и один из авторов фильма «Чапаев», решился на это. Почему? Ответ прост. В 1916-м году юный Серёжа ушёл на фронт: шла Первая мировая война. Он дрался за родину среди тех, кого потом объединит Белая гвардия. Васильев не мог не знать и не ценить тех, кто не щадил за Россию своей жизни. Поэтому так гордо идут навстречу врагу его «каппелевцы». Эти кадры фильма «Чапаев» выглядят как документальные, и сохранился даже миф о том, как, глядя на экран кинотеатра в Париже, бывший белогвардеец Сергей Эфрон шептал своему соседу: «Смотри! Вот такими мы были!»
В такие минуты не казалось важным, что на самом деле войска В. О. Каппеля и части Чапаева ни разу не встретились в бою, что приём психической атаки белый генерал мог использовать не в 1918-м году, а раньше, командуя на Волге частями Народной армии. Да и форму, в которой идут «каппелевцы», носили не они, а бойцы Марковской дивизии Добровольческой армии. Но правдивость этой сцены не вызывала сомнений ни у белых, ни у красных, и это подчёркивает талант режиссёра.
Создание картины
Над фильмом «Чапаев» С. Васильев работал в творческом альянсе со своим однофамильцем Георгием. Эти двое кинематографистов начинали как монтажёры, трудились вместе не один год и научились превосходно понимать друг друга. Так родился псевдоним «братья Васильевы». Ключевая сцена фильма снималась поэпизодно, длинными кусками, и лишь в смонтированном варианте приобрела тот вид, от которого захватывало дух.
Спустя десятилетия, в 2008-м году, аналог сцены психической атаки из к/ф «Чапаев» будет снят для сериала «Адмиралъ», посвящённого великому А. В. Колчаку. Но если новое время даёт возможность открыто создавать картины, посвящённые рыцарям царской России, то в тридцатых годах минувшего столетия нужно было суметь «спрятать» смысловой акцент так, чтобы он «растворился» в событийной последовательности киноленты. Поэтому драма «Чапаев» – это, разумеется, фильм о Гражданской войне и героическом красном командире.
Сюжет и главные герои
В основе киноленты «Чапаев» – сценарий А. Фурмановой, созданный на основе одноименного романа и дневников Д. Фурманова, воспоминаний ветеранов-чапаевцев. Исполнитель главной роли, Борис Бабочкин, был приглашён «провокаторами» Васильевыми на роль Петьки, хотя «братья» прекрасно понимали, чего они хотят от артиста на самом деле. Борис Андреевич так проникся образом Чапаева, что без всяких проб стал в ходе беседы показывать режиссёрам, как выглядел и говорил этот прославленный красный воин. Это и было то, что нужно! Своего Василия Ивановича Бабочкин сыграл мастерски. И когда после окончания премьеры фильма потрясенные зрители продолжали сидеть, вывести их из оцепенения смогло только появление на сцене Бориса Бабочкина и его коллег, сыгравших других персонажей. Впервые в истории советского кино люди встали. Началась овация…
Вымышленных героев картины Петьку и Анку-пулемётчицу сыграли Л. Кмит и В. Мясникова. Вместе с Василием Чапаевым эти двое позже стали героями многочисленных анекдотов, ставших своеобразным проявлением народной любви.
Фильм «Чапаев» стал легендой кинопроката и в СССР, и за рубежом – его посмотрели миллионы зрителей. закрыть
Лента «Иван Грозный» – последняя из работ С. Эйзенштейна. Снять такой фильм ему предложил сам И. В. Сталин, он же утвердил сценарий.
Работа над проектом дальше
Лента «Иван Грозный» – последняя из работ С. Эйзенштейна. Снять такой фильм ему предложил сам И. В. Сталин, он же утвердил сценарий.
Работа над проектом шла во время войны. Организатор кинопроцесса И. Г. Большаков обожал вмешиваться в работу над лентой и убеждал режиссёра ускорить процесс. Если Эйзенштейн не мог снимать картину из-за болезни, Большаков считал, что снять сцены вместо него смогут и ассистенты. Такое поведение вынудило режиссёра письменно обратиться к Сталину с просьбой увеличить время работы над фильмом и угомонить неистового Большакова.
Вторая серия ленты попала под запрет и вышла на экраны гораздо позже. Третья серия снята не была: существуют только её сценарий, несколько фрагментов и набросков.
Царский венец
Фильм начинается с провозглашения Ивана Васильевича (Н.Черкасов) царём. Он говорит о том, что нужно защищаться от врагов, настроенных против Руси. Гости из других земель на церемонии венчания на царство испытывают тревогу.
Иван Грозный женится на Анастасии Захарьиной-Юрьевой (Л.Целиковская). В девушку влюбился приближенный Ивана Васильевича, но она не принимает его ухаживаний. Простолюдины врываются к царю с жалобами на произвол бояр. Царю удается их успокоить.
Свадьбу прерывает посол из Казани. Он грозит Руси войной и даёт Ивану Грозному нож. Царь должен нанести им себе смертельную рану. Вместо этого Иван IV идет войной на Казань.
Испытание
Вернувшись домой после взятия Казани, царь заболел. Он настаивает на том, чтобы его приближенные присягнули в верности Дмитрию, его сыну, ведь страна должна остаться единой. В этот переломный момент становится ясно, кто готов служить воле царя, а кто – предатель. Выживший вопреки надеждам недругов Иван Васильевич карает и милует… закрыть
На память о сыночке у Екатерины (А. Максимова), героини фильма «Баллада о солдате», остались только его слова: «Я вернусь, мама!» и дорога, на которую дальше
На память о сыночке у Екатерины (А. Максимова), героини фильма «Баллада о солдате», остались только его слова: «Я вернусь, мама!» и дорога, на которую она выходит каждый день. С этого места сын Алёша ушёл на фронт. Она проводила его дважды. В первый раз по повестке. В другой – тогда, когда молоденький солдат Скворцов в награду за подбитый танк попросил короткий отпуск. Он отказался от награды – гораздо больше хотелось увидеть маму.
Вся кинолента «Баллада о солдате» – это путь Алексея (В. Ивашов) домой, в родную деревню. По сравнению с ним сцена боя, когда гитлеровский танк преследовал связиста с позывным «Зяблик» в открытом поле и нарвался на меткий залп из орудия, длится короткое время. Но именно в дороге раскрывается характер недавнего мальчишки, русского солдата – великодушного, храброго, справедливого. Люди Скворцову встречаются разные, плохие и хорошие, и за отведенные ему несколько дней парень познаёт жизнь со всех сторон.
Встречи и разлуки
Растратив не по своей вине первые двенадцать часов, Алёша узнает, что один из составов идёт в нужном ему направлении – на Георгиевск. Он просит часового пустить его в вагон с сеном, а тот обманом отнимает у солдата банку с тушёнкой, которую он вёз для мамы. В другой раз Скворцов наказал бы вора, но тут приходится смириться: это – плата за проезд. Но если Алёше не удалось попасть в эшелон в обход часового, то его случайной попутчице – наоборот. На одном из полустанков в вагон ловко забирается девушка Шура (Ж. Прохоренко), которая уверена, что она среди этого сена одна. Состав набирает полный ход, когда перед Шурой появляется рослый парень в форме. Девчонка отчаянно визжит и пытается выпрыгнуть, но Алексей не даёт ей совершить это безумство.
Дальше они едут вместе, и постепенно страх сменяется доверием, дружелюбием и нежностью. По просьбе сослуживца Павлова (Г. Юхтин) Алексей и Шура навещают его жену, чтобы передать её ценное в военные годы мыло. Елизавета Петровна ошарашена: ребята застали в её доме любовника. Чистого душой парня и его невинную спутницу коробит такое предательство, и они сразу же покидают этот дом. Вскоре молодым людям, которые всё ещё на «вы», приходится расстаться – их пути расходятся. Шура успевает сказать Алёше, что обманула его – никакого жениха у неё нет, как нет вообще никого на свете. Солдат прыгает в вагон, девушка бежит за уходящим поездом по перрону. Адрес его матери – село Сосновка: это единственный ориентир, который мог бы позволить им снова встретиться.
Многое ещё придётся пережить Скворцову по пути в родное село, и на встречу с мамой, задержавшейся в этот день в поле, останется всего лишь несколько минут – на фронт нужно вернуться вовремя. Катерина не может оторваться от своего подросшего мальчика, который за год стал совсем взрослым. Когда раздаётся сигнал пришедшей за Алёшей машины, мама понимает, что видит его в последний раз…
Мировое признание
В шестидесятых годах фильм «Баллада о солдате» продемонстрировали во многих странах мира: тема войны и утраты была понятна всем. Картина получила множество престижных зарубежных наград. Режиссёр киноленты Григорий Чухрай, несмотря на то, что события фильма происходят в 1942-м году, намеренно одел своих персонажей в форму образца 1943-го года: именно по этой форме вся Европа узнавала воинов-освободителей, уничтоживших фашизм и поставивших победную точку во Второй мировой войне. закрыть
Военно-историческая драма народного артиста РСФСР, режиссёра Гавриила Егиазарова «Горячий снег» снята по одноимённому роману Ю. Бондарева. Писатель участвовал дальше
Военно-историческая драма народного артиста РСФСР, режиссёра Гавриила Егиазарова «Горячий снег» снята по одноимённому роману Ю. Бондарева. Писатель участвовал в создании сценария к фильму, вместе с Егиазаровым – тоже бывшим фронтовиком.
В грозный час
Сталинградский котёл – место окружения 330-тысячной группировки фашистских войск под командованием фельдмаршала Паулюса стало местом славы советских войск. Здесь против «танкового кулака» фельдмаршала Манштейна держат оборону бойцы батареи, которой командует молодой выпускник артиллерийского училища лейтенант Владимир Дроздовский (Н. Ерёменко-младший). У него всего два огневых взвода, командир одного из них – соученик Дроздовского, лейтенант Николай Кузнецов (Б. Токарев).
Эти двое во всём противоположны друг другу: первый считался гордостью училища и грезит о подвигах и славе. Скромный и малозаметный Кузнецов молчалив, предусмотрителен и проявляет больше заботы о солдатах, чем о себе. О том, что им придётся столкнуться в экстремальной ситуации, нет никаких сомнений, им даже нравится одна и та же девушка-санинструктор Таня (Т. Седельникова), которая отдаёт предпочтение бравому красавцу Дроздовскому.
Противостояние характеров двух командиров проявилось ещё во время стремительного марш-броска в армию генерал-лейтенанта Бессонова (Г. Жжёнов). Оно обострится в бою: на фоне истеричной непреклонности Дроздовского, пославшего на верную гибель одного из бойцов, Кузнецов покажет себя спокойным и мудрым воином, умеющим действовать в соответствии с обстановкой. Он близок простым солдатам и свой среди них. Это чувствуют и ценят сроднившиеся в кровавой битве бывалый старший сержант Уханов (Ю. Назаров), неунывающий сержант Нечаев (В. Грачёв), рядовой Касымов (Б. Бейшеналиев) и другие бойцы.
Проблема выбора нигде не бывает такой острой, как на войне. От её решения зависит не только жизнь, но и самоуважение, определение своего места в жизни, возможность чувствовать себя честным человеком. Дроздовский поймёт это ценой огромных потерь…
Признание киноленты
Остросюжетный фильм «Горячий снег» с незабвенными актёрами и музыкальным сопровождением по достоинству оценен зрителями и критикой. Государственной премии РСФСР имени Братьев Васильевых удостоены за него режиссёр Гавриил Егиазаров и сценарист Юрий Бондарев, главный оператор Фёдор Добронравов и главный художник Василий Голиков. Из актёров, участвующих в фильме эту премию получили Георгий Жжёнов (Бессонов) и Борис Токарев (Кузнецов). закрыть
Фильм был снят на реальных событиях, происходящих летом в 1943 году. Наверняка, каждый человек знает о Курской битве, где прошли важнейшие события в истории дальше
Фильм был снят на реальных событиях, происходящих летом в 1943 году. Наверняка, каждый человек знает о Курской битве, где прошли важнейшие события в истории Второй мировой войны, состоялось масштабное танковое сражение. Картина показывает не только судьбы фронтовиков и личные драмы героев фильма, но и военные эпизоды.
Жанр киноленты: драма, мелодрама, военные фильмы
Сюжет кинокартины «Освобождение. Огненная дуга»
Германия создает новый танк для подавления и ослабления советской армии, в надежде дойти до Москвы. Эту информацию донесли до товарища Сталина, который решает со своими генералами и полковниками не сдавать позиции, до конца защищать Отечество и дать мощнейший отпор немецкой армии. Дабы напомнить Гитлеру о его поражении под Сталинградом, и возможно, нанести ему сокрушительный удар. Все же, германский генштаб придерживался другого мнения, убедив главнокомандующего в том, что на этот раз армия СССР понесет большие потери и будет разгромлена. Начинается большая подготовка операции «Цитадель», наступление планируется на лето 1943 года. В свою очередь в ставке Сталина начинаются обсуждение и подготовка к великому сражению, к месту событий были стянуты огромные силы вооружения.
Единство духа, стремление до последнего оборонять и защищать Родину – вот мощнейшее оружие против врага, перед которым не смог устоять даже такой дисциплинированный и подготовленный фашистский режим. Узнайте, что было дальше – смотрите кинофильм «Освобождение. Огненная дуга».
Интересные факты
Фильм «Освобождение. Огненная дуга» отснят в Переславль-Залесском, однако, разрешение на киносъемку по сей день не было получено. Трудность состояла в том что, в этом месте были реальные сражения, и после осталось достаточно много неразорвавшихся снарядов, которые могли в любой момент прийти в действие при использовании в съемке фильма пиротехнических эффектов. закрыть