«Это книга не про приключения, а про что-то другое…» ©Нет, конечно, и про приключения в том числе. С первых же минут картины мы наблюдаем ни больше ни меньше как сражение за свои жизни всех основных персонажей (по крайней мере, Энн Дэрроу и Карла Дэнхема - точно). Именно
за жизни, то есть сражение именно с риском смертельного исхода. Напряжение в фильме сразу подскакивает на небывалую высоту, и потом на протяжении всего фильма не снижается, а лишь растет: Питер Джексон со свойственным любому (хотя, думается, все же не любому - уж слишком как-то хорошо) по-настоящему талантливому режиссеру-кассовику мастерством берет зрителя 'в клещи' и не отпускает до финальных титров.
Первая половина фильма нравится лично мне даже больше, чем вторая (хотя вряд ли тут уместно слово 'половина' - скорее 'первая треть фильма' или как-то так). Здесь еще нет появляющихся во второй половине гигантских, сделанных при помощи спецэффектов, но так натурально пугающих динозавров, насекомых или зубастых червей (кстати, привет, 'Битва пяти воинств' из 2014-го!). Нет здесь и самого Кинг Конга - главного героя фильма. Но зато есть нечто иное - может быть, не менее пугающее в каком-то смысле: угроза нищеты и голодной смерти, Нью-Йорк времен Великой депрессии - веселый, беззаботный, милый, и в то же время - жестокий, мрачный, равнодушный... Кто сказал, что его улицы - это не те же джунгли, где люди, чтобы выжить, вынуждены 'быть сильнейшими' и, следовательно, поедать 'слабейших'?.. Однако именно этот город рождает из недр своих не только отчаянного Дэнхема, который 'любого жулика сумеет обжулить', но и отважно-бескорыстного Дрисколла, и удивительную, искреннюю Энн, чья красота (думается, не только внешняя) сможет позднее убить в Кинг Конге чудовище.
Начав сразу же с напряжения, режиссер не дает нам продохнуть и ведет по фильму очень быстро (правда, иногда кажется, что неторопливо), поминутно то удивляя нас, то пугая, то восхищая или веселя. Что первое, что второе, третье или четвертое - все удается ему блестяще (эх, где вы, уже ставшие зрелищными, но все еще сделанные с душой фильмы 2000-х, единственные в своем роде?..). Величавый 'Кинг Конг' будто бы сочетает в себе 'Титаник' с 'Парком Юрского периода' и даже 'Призраком Оперы' (вышедшим буквально за год до 'огромной обезьяны', в 2004-ом): сперва любовь на корабле, бороздящем морские просторы, и кошмарная ночь среди бурных волн, потом - бесконечные погони в джунглях, кишащих динозаврами всех видов и мастей, и наконец - огромный, сверкающий огнями зал в Нью-Йорке, и снова любовь, но уже другая... Все это так красиво и так захватывает, что оторваться от экрана решительно невозможно на протяжении всех трех часов, которые идет фильм (особенно если смотришь 'Кинг Конга' впервые).
Да, приключений тут много, очень много... И все-таки, фильм не о них - он про 'что-то другое'. Про любовь? Может быть, но не только... У Питера Джексона тут настолько много героев, и каждому уделено так много внимания, что можно почти с уверенностью сказать: фильм
о людях (хотя и не только о них), о внутреннем мире каждого и о преодолении бедствий, волею судьбы оказавшихся общими для всех. У каждого героя тут есть история, каждый раскрыт и каждый претерпевает какие-то внутренние изменения:
Карл Дэнхем. Пожалуй, мой любимец. Очень обаятельный, но очень непростой персонаж с крайне непростой судьбой. Это человек искусства, талантливый кинорежиссер, обладающий, вдобавок, достаточной принципиальностью, чтобы не идти 'легкими путями' (т. е. не снимать в угоду продюсерам низкопробное кино). Может быть, если бы ему досталось в подарок от судьбы немного удачи, он мог бы остаться просто режиссером и добиться успехов на этом поприще (ведь все способности для того у него были). А так... получилось то, что получилось. Наверное, самый любимый мой момент во всем фильме - это бегство Дэнхема на корабле от жадных продюсеров, вызвавших полицию, в самом начале. Кажутся поистине невероятными внезапно проснувшиеся в самом обычном человеке чуть ли не дьявольские хитрость и изворотливость, а также удивительная, стойкая решимость этого режиссера вопреки всему снять свой фильм (кстати говоря, фразу про 'подводный мир большого кино', вполне возможно, мог бы произнести и сам Питер Джексон - в свое время столкнувшийся со значительными трудностями перед съемками 'Властелина колец').
Энн Дэрроу и
Джек Дрисколл. Что тут можно сказать?.. Эти двое идеальны (впрочем, при всей своей идеальности они не выглядят 'картонными' или искусственными, а вызывают к себе неподдельное сочувствие и огромную симпатию). В отличие от Карла Дэнхема - чья история в картине некоторым образом напоминает басню о лягушке, упавшей в молоко и, старательно дергая лапками, превратившей его в сметану, - Джек и Энн спасаются из самого ада милосердной судьбой (но конкретно в этом фильме, в отличие от многих других, - может быть, как раз за счет идеальности 'сказочной пары' - такая везучесть не кажется просто волей режиссера, а кажется именно достойной наградой персонажам за их добродетели).
Капитан. Просто 'капитан' (а также 'капитан Счастье' и 'капитан 'Как Вы вовремя, сэр!'), потому что я так и не запомнила его имени. Персонаж, лучше всех прочих в фильме (недаром именующемся боевиком) владеющий умением «эффектного появления в самый подходящий момент» и расстрела всех противников из пистолета, чтобы спасти главных героев. Не всегда героически отважен, временами жадноват, но абсолютно прекрасен. Еще один мой любимец, пожалуй.
Наконец, Его Величество
Кинг Конг, владыка таинственного и кровожадного Острова Черепа. Персонаж, в котором, благодаря его возвышенной любви к Энн Дэрроу (кроме того, нельзя сбрасывать со счетов превосходную работу мастеров по спецэффектам и актера Энди Серкиса), человеческого примерно столько же, сколько и животного, - а может быть, даже больше. Удивительно красивый временами (особенно в битвах) герой-зверь с трогательным взглядом и раскатистым, брутальным рыком. Каким-то образом вызывает симпатию - даже несмотря на то, что я не очень люблю обезьян.
Итак, фильм, по моему мнению, определенно заслуживает 10-ки. Он нравится мне чуть меньше, чем 'Властелин колец', но значительно больше недавно вышедшего 'Хоббита'. Может быть, я все-таки сниму 1 балл за развлекательность (проклятая любовь к артхаусу!), а также за то, что Кинг Конг, одолевший тремя лапами трех тираннозавров, не смог потом справиться в фильме с несколькими металлическими крюками и кучкой людишек… Эх, ладно:
9 из 10