Осторожно, спойлеры!
------------------------------------------------------------ ------------------------------------------------------------ ----------------
Когда-то очень много лет тому назад в киноклубе я посмотрела фильм Иштвана Сабо «Мефисто», 1981, и он произвел на меня сильное впечатление. Некоторое время назад решила его пересмотреть, как и всю немецкую трилогию И.Сабо, что и сделала. Поняла, что впечатления мои за эти годы не изменились, фильм очень сильный. В основу фильма положен одноименный роман Клауса Манна (сына Томаса Манна), а прототипом персонажа был бывший зять Манна актер Густав Грюндгенс, носящий в фильме имя Хендрик Хёфген (Клаус-Мария Брандауэр). Начинавший свою актерскую карьеру в провинциальном театре Хёфген всеми силами пытался сделать более успешную карьеру, выступая во всех возможных ролях и амплуа, организовав даже театр для народа большевистской направленности. В конце концов его замечают в Берлине и приглашают туда. Вскоре он довольно удачно женится на обеспеченной девушке, а потом его карьера начинает идти в гору, в значительной степени благодаря знакомству с одной актрисой, живущей с неким высокопоставленным чиновником. Некоторое время спустя к власти приходят нацисты, что может обернуться для него из-за его прежних увлечений большими неприятностями, но и тут он выкручивается, несмотря на то, что его жена и ее семья эмигрируют. Он вроде бы тоже иногда задумывается об эмиграции, но не в силах отказаться от свалившейся на него неожиданно громкой славы, а тем временем нацисты начинают лепить из него свою звезду, делают руководителем государственных театров. Он иной раз даже думает, что он руководит процессом, он уже полностью погряз во всем этом, слегка утешая себя тем, что временами помогает некоторым знакомым, которых без него, возможно, убили бы, однако не гнушается и совершенно подлых поступков, донося на коллегу, бывшего ранее нацистом, но разочаровавшегося в их идеях, которого в результате этого просто убивают. А его нравственное падение продолжается, хотя выглядит как большой подъем, он уже почти на театральном Олимпе, когда попадает в ситуацию, которая окончательно растаптывает его, не он на самом деле Мефистофель, он Фауст. Клаус-Мария Брандауэр великолепен в этой роли, впрочем мне он вообще нравится как актер.