Превосходная судебная драма об антигерое, который внезапно стал защитником гражданских свобод, пусть и из своих корыстных интересов. У фильма нет стандартной присказки «основано на реальных событиях». Это тот случай, когда реальность событий для зрителей была самоочевидна. К тому же фильм снят вскоре после последних событий, показанных в фильме. Оригинальное название фильма представлено как стандартное обозначение судебного процесса «истец vs. ответчик». Для нужд драмы часть событий скомпоновали, часть опустили, а на других сделали акцент.
Кино нас переносит в те суровые времена, когда отношение американского общества к наготе и сексуальности менялось. Если в первой половине XX века действовали жесткие законы о «непристойности», по которым за распространение изображений не очень одетых женщин (не говоря уже о чем-то большем), можно было присесть надолго. Энтузиасты вроде Маргарет Сангер подвергались судебному преследованию с 1910-ых даже за распространение медицинской информации, затрагивавшей вопросы сексуальности. Но когда Ларри Флинт зарабатывал на своих стрип-клубах, сексуальная революция уже стартовала. Тем не менее, было множество желающих откатить все назад, вернуться в старые добрые времена викторианских порядков. В 70-ых и 80-ых кипели нешуточные и теперь порядком забытые страсти, в которых поучаствовала даже администрация Рейгана, готовившая инициативу по запрету порнографии в масштабах страны. Такой новый сухой закон, только более пикантный. Но столкнувшись с реакций общества и не имея поддержки конгресса и Верховного суда, администрация Рейгана забросила идею на дальнюю полку к величайшему неудовольствию религиозных консерваторов.
Ларри Флинт плохо подходил на роль общественного героя, борющегося за правое дело. Малообразованный, вульгарный, скандальный, с сомнительным бизнесом... Он тем не менее оказался в центре дебатов о границах свободы слова. И в этом одно из главных достоинств фильма. Легко стать на сторону того, кто вызывает симпатию. Гораздо сложнее стать на сторону неприятного человека, когда этого требуют принципы. Идея фильма прозрачна и подана блестяще. У всего есть своя цена, и у свободы слова тоже. Свобода слова кажется замечательной штукой, когда мы воображаем как она будет использоваться для того чтобы распространять информацию о том, как сделать мир лучше... чтобы всем было хорошо, с небес пели ангелы, во дворе нежились розовые единороги, а всем раздавали счастье вагонами. Но свобода слова предполагает также возможность открыто говорить то, что нам чрезвычайно неприятно. И без этого никуда, поскольку иначе любая информация о том, как нам заполучить единорогов со всем прочим скарбом может быть ограничена под любым честным или лицемерным предлогом.
«Народ против Ларри Флинта» характерный фильм Милоша Формана. С характерным конфликтом и посылами. И характерно хорошо поставленный. Тема Форману очевидно была близка как выходцу их стран соцлагеря, где к этим вашим свободам относились строго отрицательно.
Кстати, вопреки тому, что сообщается в фильме, человек, стрелявший в Ларри Флинта, был арестован и осужден. Им оказался странный мужчина без какого-либо рода занятий. На его счету несколько убийств на расовой почве. Ему настолько не нравились отношения между белыми и черными, что он убивал межрасовые пары. В Флинта он стрелял из-за того, что в журнале «Хастлер» публиковались фотографии секса белых с черными. Его казнили за убийства в 2013 году. Флинт высказался против смертной казни.