Чужой среди бесчувственных Важнейшим критерием оценки фильма для меня является ощущение «послевкусия». И чем оно интереснее, тем сильнее фильм, по крайней мере, сильнее и многограннее для меня. И послевкусие с каждым днем все интереснее.
Андреас попадает в странное место и, разумеется, почти всем нам хочется понять задумку режиссера — где же он? И почему? Я не воспринимаю этот фильм как обличение нашего уклада жизни. По крайней мере, как русский человек, я воспринимаю это не так. Норвегия — далеко не бедствующая страна, так что возможно для норвежца это и кривое зеркало их бытия…но это могут знать только они. В мире, где живу я, людей, озабоченных не только материальным предостаточно, точнее даже озабоченных только материальным почти нет. Поэтому данный фильм, как призыв обратить внимание на нас практичных и бездушных, я не воспринимаю. Мне неизвестно куда попал Андреас и уж точно совершенно не важно почему. Но совершенно понятно с первых кадров, что он там — лишний, в общем-то, это понятно уже по названию фильма. И снято все это так, что я каждой клеткой чувствую, что я там была бы лишней и режиссер не оставляет шансов почувствовать что-то другое. Первая сцена с поцелуем…отвратнее поцелуя двух молодых людей я не видела никогда…от этого зрелища откровенно тошнит, тошнит похлеще, чем от вываливающихся кишок человека, выбросившегося из окна, хотя все эти физиологические моменты в кино я очень не люблю. Андреас попал в мир без души…возможно это действительно чистилище или один из первых кругов ада в видении режиссера, где есть все, кроме детей, животных и души в окружающих, даже еде и предметах. И он обречен там жить, без надежды на самоубийство. Все эти холодные серо-голубые тона, это бесконечное безразличие окружающих ко всему эмоциональному (сцены откровенных разговоров с двумя женщинами, перед телевизором и в ресторане, прекрасны, обычно такие сцены трагичны, а тут — тотальное безразличие на женских лицах и полнейшая растерянность на лице Андреаса), кроме стандартных улыбок и фальшивых смешков, усиливают ощущение неуместности, жаждущего чего-то не лишенного души, Андреаса. Это остервенение, с которым он долбит стену, становится очень близким…даже вызывает желание сорваться и копать вместе с ним. И какое же презрение отражает та трусость, которую испытывает единственно также скучающий по всему истинно человеческому его временный напарник.
После просмотра Неуместного человека, у меня в памяти всплыли 2 фильма, которые пересекаются с этим в 2-х главных мэсседжах. Эквилибриум, как пример невозможности существования в мире без эмоций. И Кин-дза-дза, как сатира на одержимое стремление к обеспеченности при тотальном игнорировании истинных ценностей. Неуместный человек для меня — из той же цепочки, очередное удачное ее звено.
Актерская игра хорошая, хотя, возможно, играть безразличие и отсутствие эмоций не так уж сложно, поэтому браво хочется сказать, в первую очередь, режиссеру, ну и главному актеру, Тронду Фаусу Аурваагу, которого с удовольствием отмечаю для себя уже во 2й раз отличной игрой.
Концовка превосходна.
9 из 10
Оригинал