Крылья — свобода, только когда раскрыты в полёте, за спиной они — тяжесть.
Марина Ивановна Цветаева
Фильм поставлен по мотивам одноименного романа польского писателя Ежи Анджеевского, опубликованный в 1948 году.Книгу я прочла два года назад.И вот,посмотрела великий фильм Анджея Вайды.Съемки ленты были 60 дней(с марта по июнь 1958 года).
Фильм отлично передает главную идею,на мой взгляд – это внутреннее одиночество. Здесь нет давления на зрителя за счет социального мотива,доминанты одних над других.Все в единой ровной,просто рассказывающей манере,кто Человек,а кто нет.С тенденцией легкой в сторону проблематики Человеческой оболочки.И очень классно показана Польша – атмосферно все - улицы,интерьеры,бытовка послевоенного времени.И много метафор о свободе.
Здесь,на мой взгляд – есть аллюзия на «Побег из Шоушенка»: «Я до сих пор не знаю, о чём пели эти две итальянки, да и знать не хочу. Кое о чём лучше молчать. Мне хочется думать, что они пели о чём-то столь прекрасном, что это не выразить словами, и от этого у тебя болит сердце. Говорю вам, эти голоса парили там, куда никто не смеет забираться в своих мечтах. Словно какая-то красивая птица залетела в нашу клетушку и заставила эти стены исчезнуть. И на какое-то мгновение каждый обитатель Шоушенка почувствовал себя свободным человеком.»(с).
«Пепел и алмаз» - крайний фильм военной трилогии Вайды.И финальная точка фильма говорит об этом.И очень рекомендую посмотреть данный фильм из-за шедевральной работы Збигнева Цыбульского.Гнев, а также безысходность,безнадежность,тоску,уныние – играет в красках – очень достойно.Вся палитра игры.
Очень хороший фильм.Высший балл.Рекомендую к просмотру.👏