И всё это странно Сюжет прост и не нов: молодой американец еврейских корней приезжает на Украину, чтобы найти людей спасших его деда во время Второй Мировой Войны. В этом ему должен помочь человек, профессионально занимающийся подобными поисками. В силу некоторых причин он не может сопровождать молодого янки по стране, и поэтому отправляет заместо себя своего молодого сына и своего же старенького отца. А дальше зрителя ожидают захватывающие приключения, схватки, погони, перестрелки и взрывы вертолётов.
Шучу. На самом деле фильм даже не является классическим road-movie хотя все составляющие присутствуют. Путешествуют герои сколько не по стране, а по своим воспоминаниям, желаниям, мечтам. Главный герой Джонатан, которого играет Элайджа Вуд, ни на минуту не сомневается в своём успехе, именно желание приблизить его скорее и рождает те неловкие ситуации, в которые попадают персонажи. Сопровождающий его Алекс Перцев (его играет небезызвестный Евгений Гудзь) сначала относится к американцу с юмором, а уже потом проникается к нему с симпатией. Безымянный дедушка, в исполнении актёра-перебежчика Лескина, параллельно решает свои задачи, которые до конца фильма известны только ему.
Чем же поражает фильм? Во-первых, интересное видение режиссёром украинского быта. Первую часть фильма, в которой Джонатан знакомится с восточноевропейским менталитетом, можно считать отличной комедией. Лично я смеялся неоднократно. Стоит заметить, что в фильме очень много диалогов на русском. Во-первых, это нужно для достоверности; во-вторых, для большинства актёров русский язык является родным; в-третьих, это добавляет фильму определённый комизм. Небольшое знание английского, и, вуаля, субтитры на вражеском языке вызывают только смех. Например, «широкая дорога» переведено как «superway».
Вторая часть фильма есть повествование о нелёгкой судьбе евреев во время оккупации. Кстати, с этим и связан единственный ляп фильма. На одеждах расстреливаемых евреев присутствует пришитая Звезда Давида. Кто и зачем их пришивал не понятно — видимо автор читал некую литературу о фашистских концлагерях, где пришитые гексаграммы действительно имели место быть (наряду с надписями «Wertvolle Juden»).
Герои фильма очень много молчат — это самый сильнейший режиссёрских ход, который я когда-то либо видел. Аплодирую стоя. Очень понравился диалог про кольцо: если учесть что одним из участвующих является Элайджа Вуд, эффект получается потрясающий. Понравился саундтрек: переживания Джонатана-Вуда под милый сердцу ещё со школьной скамьи «Ленинград» — восхищают и лишают дара речи мгновенно. Правда, последний быстро возвращается, ещё бы — а кто подпевать будет?
Фильм не совсем политкорректен. Дедушка называет Джонатана «жидом», хотя субтитры говорят о другом: в них-то используется нормальное «Jew». Также интересен диалог янки с Алексом, который и вправду не понимает что плохого в слове «негр».
Фильм снят за копейки (всего 7 млн. долларов), причём сборы не превышают даже 2,5 млн. в той же валюте. Тут сказалась нелюбовь американцев к фильмам, где очень много субтитров, а Вторую Мировую Войну выигрывают не они, а кто-то другой.
Фильм мощнейший: почти полное отсутствие ляпов, куча интересных находок, отличный саундтрек, постоянное чувство дежа вю при виде пейзажей, наличие колоритного понятного юмора, наличие Элайджи Вуда — делает ленту великолепной, а дебют режиссёра Шрайберга — сверхудачным. Смело брать DVD!
9 из 10
Оригинал