Разве может быть счастье за счёт несчастья других? Фильм является этапным в фильмографии Тарковского. После него было только «Ностальгия» и «Жертвоприношение», но такого огромного успеха как этот фильме они не имели. Тарковский сам отмечал, что этот фильм дался ему наиболее трудно. Снимает он в своём определённом жанре, в том смысле слова, что он в каждом своём новом фильме по-новому раскрывает характеры человеческой души. Если в «Ивановом детстве» чётко прослеживалось мысль соединения в одном человеке характера взрослого и ребёнка в лице Ивана. В «Андрее Рублёве» так прям и не скажешь все духовные терзания героя Солоницына. Там было столько всего, что, похоже, из-за этого то и Рублёв дал обет молчания в конце фильма. Поэтому, наверное, «Андрей Рублёв» и является самым главным фильмом Тарковского. В «Солярисе» примерно схожие мотивы, только если там чётко вырисовывалась ностальгическая линия, сильная любовь к родине, то в «Сталкере» прослеживается как любовь к выдуманной родине, некоему раю на земле для главного героя по кличке Сталкер, так и другие духовные переживания главного героя, такие как любовь ко всему человечеству. Да он просто источал гуманизм, но обо всём по порядку.
Сценарная линия как таковая есть, но она здесь какого-то особого значения не имеет. Не это самое главное. Ну, идут они по этой зоне, идут. И дальше что? Ну, придут они к этому «исполнителю желаний»… Всё здесь держится на образах. Главные из которых «Зона» и «Исполнитель желаний». «Зона» это как некий космос, ли лучше сказать та космическая станция из фильма «Солярис», только с той лишь разницей, что в «Сталкере» она является «раем на земле», спасением от всего другого мира, то в «Солярисе» наоборот, это являлось неприязненным местом. Поэтому главный герой так и рвался, обратно на землю, и только лишь в Харри он находил успокоение…
Второй главный образ — это «Исполнитель желаний». Тут его можно как то трактовать по-разному. Но в итоге для героя она остаётся неосуществимой целью, к которой стремятся все, но не могут достигнуть. И очень показателен момент, когда три главных героя сидят у порога «исполнителя желаний» а в нём идёт дождь. И так же характерны слова Сталкера о том, что тот кто побывал в этой комнате особого счастья не получил, но остался тем не менее доволен. Так значит, всё-таки не в комнате дело, дело в самом человеке. Это тоже самое, что и кофе утром. Когда ты его пьешь, то тебе кажется, что ты уже не хочешь спать, хотя, в основном, само кофе тут не причём, дело в психологии. Если ты думаешь, что не хочешь спать, то ты и не будешь хотеть. Так же и здесь. Если ты думаешь, что твоё заветное желание исполнится, то так оно и будет. И правильно говорил Сталкер, о том, что он никто, что он ничего не делает, что всё делают люди.
В фильме три главных героя с характерными кличками. Имён им тут не дали, поэтому дали говорящие названия. Сталкер, Писатель и Профессор. Каждый со своими целями идёт в «Зону», со своей философией и пониманием мира, которая остальным, в большинстве своём непонятна. Сталкер: Главный персонаж фильма. Ходит постоянно в «Зону», чтобы почувствовать, что он дома, на родине. Хоть это и не его родной дом, но он чувствует себя здесь как дома. И, также, характерны первые кадры пребывания на «Зоне». Как меняется лицо Сталкера по прибытию. С угрюмого на радостное. И его валяния по траве с такой добродушной улыбкой. Такое может происходить только со вполне счастливым человеком, каким и являлся Сталкер на зоне. И его одни из последних слов в фильме о том, что некого мне больше туда водить, что людям больше ничего не нужно, были сказаны с такой интонацией… Профессор правильно сказал, что сталкер, это в какой-то мере призвание. Как раз к нашему герою это относится в полной мере.
Писатель: Один из двух попутчиков Сталкера. Идёт в «Зону» за вдохновением, но по мере раскрытия сюжета становится ясно, что писать он больше не хочет, что вдохновение ему никакого не надо, и что к «Исполнителю желаний» он даже не стремится. Философствует постоянно и на различные темы. Кстати, его сыграл Анатолий Солоницын, один из любимых актёров Тарковского, который снимает его практически во всех фильмах. После всех его работ он и у меня стал одним из любимых актёров. Всё-таки всем его работам он добавляет определённой хоризмы, хоть и кроме Рублёва у него нет больше ролей первого плана.
Профессор: Идёт в «Зону» как бы просто так, но в итоге выясняется, что и она и «Исполнитель желаний» вызывают у него огромную тревогу. Он заботится о дальнейшем будущем земли, и так как по профессии он профессор физики, то конечно в «Исполнитель желаний» он не верит, но, тем не менее, знает, что верят люди, поэтому хочет отгородить его от них.
Фильм, конечно, может не понравится кому угодно. За слишком длинный хронометраж, слишком много философский бесед и рассуждений. Поначалу это и меня напрягало, но всё-таки стоит признать, что фильм — шедевр. Один из четырёх советских фильмов, которые я могу назвать шедеврами. Из-за чего? Да всё просто. Тарковский из фантастической истории создаёт не то антиутопию (а для кого-то просто утопию), не то притчу. Фильм весьма многогранен. Не буду говорить заштампованные слова. Просто скажу, чем в первую очередь понравился фильм мне. Во-первых, те самые диалоги, которые меня постоянно напрягали. Хоть они, в основном и совершенно левые, но всё-таки очень важные. И не только тем, что все в основном правдивые, а не пустая болтовня. Каждый из них раскрывает по-новому характер своего героя. Вот из-за них то и сюжет отходит на второй план. Во-вторых, это, конечно, прорисовка внешнего мира. С визуальной точки зрения фильм безупречен. И очень интересно смотреть на то, когда Сталкер находит у себя дома, то всё выглядит в серо-жолтых тонах, когда он в «Зоне» то всё становится цветным. Это говорит о том, что в «Зоне» он чувствует себя как дома, а дома как в ссылке.
Не скажу, что это мой любимый фильм Тарковского. Тот же «Солярис» мне больше нравится, но всё-таки, стоит признать, что это, по смысловой нагрузке, самый сложный и многогранный его фильм. Даже сильнее «Андрея Рублёва». Оригинал