Смехотворная голливудская белиберда. Если кратко: один из многих вариантов проповеди у христиан играет на чувстве вины. Только представь, сколько Иисус перенес мучений для того, чтобы искупить твои грехи. Поэтому ты должен за такое почувствовать себя ответственным и немедленно стать хорошим христианином, который никогда не забывает, что Иисус сделал для тебя. Гибсон просто снял экранизацию такой проповеди, с которой он сам явно согласен.
Уровень демонстрации насилия в фильме нелеп и полностью заслуживает издевательства Южного Парка, которые в данном случае даже преувеличением назвать нельзя. Сначала Гибсон снимает, как Иисуса бичуют с одной стороны. Потом с другой. Мы думаем, что это конец. Но нет, жесть только начинается – опять ракурсы. Потом в слоумо. Потом за кадром. Потом в другом положении. Мсье режиссер знает толк в извращениях! А ведь в 1930-ых именно католики установили правила в Голливуде, что насилия в фильмах должно быть как можно меньше и только если оно получает справедливое возмездие. И распятие в те времена в голливудском кино показывали аккуратно. Теперь католики восхваляют Гибсона. Удобно переобулись.
В «Страстях» после сцены мытья рук повествование практически исчезает, и кино превращается в какой-то невнятный балаган с нарезкой сцен. Не стал считать, сколько раз Гибсон уронил Иисуса, но очень много. Абсурдно много. Сцена, в которой роняют крест с прибитым Иисусом, вообще взята будто из комедии вроде «Жизни Брайяна». Как можно было такую клюкву снять.
Гибсону досталось за то, что он два часа показывает, как мучают Иисуса, вместо того, чтобы показать учение основателя христианства. Но критики допускают ту же ошибку, что и Гибсон. Они создают своего Иисуса, который им больше нравится. Он учил добру и любви, а еще его потом распяли. Но история страстей Иисуса – важная часть евангелий, и ее неправильно преуменьшать. С другой стороны, Гибсон создает своего Иисуса, который пришел терпеть боль, чтобы искупить грехи. Он со своей стороны тоже обрезает евангелия, преуменьшая другие их аспекты. «Пойдите научитесь что значит милости хочу а не жертвы» (Мф. 9:13) – это Гибсон пропускает мимо ушей. Но проблемы экранизации Гибсона глубже. В евангелиях история страстей служит контрастом к рассказу о воскресении. Эти части теряют смысл в отрыве друг от друга. Гибсон этого не понимает. Да, у него есть воскресший Иисус, но акцент полностью искажает восприятие.
Гибсон оправдывался: я, мол, снимал только то, что есть в евангелиях. Как я могу что-то исказить. Такое омерзительное лицемерие заслуживает только презрения. Он мог ровно так же, как сделал почти во всем. Я насчитал около 45 либо отступлений от евангелий, либо полных несуразиц. Гибсон убрал из евангелия голого отрока, убегающего от стражников (Мк. 14:51,52). Тут католическая благопристойность не стерпела. Смотреть на голые задницы греховно. А вот смотреть 20 минут на истязания душеспасительно. Спасибо, но такая религия не привлекает. Нет в евангелиях сатаны, который расхаживает вокруг Иисуса с уродцем на руках. Кому-то захотелось добавить драматизма евангелиям? Гибсону так хотелось, чтобы Иисус побольше страдал, что его бьют после ареста по пути из сада. Нет этого в евангелиях – опять садистская отсебятина.
Что касается истории на фильм без слез смотреть нельзя. Рим и Иудея – патриархальные общества. Солдаты слушают женщин, женщины что-то забыли на совете старейшин, жена Пилата влезает в государственные дела. Немыслимо. Иудеи и женщины бродят по римским казармам. О, Мария была знакома с женой Пилата! Первосвященник ходит к язычникам и стоит с ними в одной толпе. Ему же запрещено было из-за ритуального осквернения. Он тогда не может в храм войти и служить. Кстати, поскольку праздник был, первосвященник не мог дежурить у креста, у него служба в самый загруженный день в году (в евангелиях его тоже нет).
Проще говоря, фильм сняли люди, уверенные в том, что они есть соль земли, и они должны открыть остальным глаза. Но в действительности они полные профаны в предмете. И фанатики.