Как бы рыбка ни маскировалась Фильм убедил меня в том, что реализм в кино бывает разным. Можно зациклиться на какой-нибудь чернухе и талантливо, во всей кричащей полноте преподнести её в арт-хаусной упаковке зрителю. Можно занять предельно отстранённую позицию, не делая акцентов ни на чём вообще. У Андреа Арнольд выбрана золотая середина — её реализм человечен. Каждое событие, каждый поступок персонажей призван раскрыть нам личность главной героини — 15-летней Мии, становящейся абсолютным центром кинокартины.
Такой подход оказывается очень эффективным — при просмотре ловишь себя на мысли о том, что ты не только полностью понимаешь этого «трудного» подростка, но и иногда предугадываешь действия Мии, подсказываемые и направляемые чуть ли не каждым кадром. В одной сцене ты понимаешь, что Миа чувствует фальшь в словах любовника матери и отталкивает его, а в другой вся атмосфера, напротив, заставляет её поверить в искренность Коннора. Кэти Джарвис, великолепно справившаяся с главной ролью, призналась, что стала гораздо лучше понимать таких подростков-изгоев, как Миа.
Задача Арнольд — открыть нам подростка, как бы он ни казался нам далёк. Для этого нужны прежде всего трезвый взгляд и правильная дистанция. Будешь издалека наблюдать за героями — получишь холодный «Параноид парк» Гаса ван Сента. Слишком проникнешься их проблемами — вот тебе обжигающее «Сокровище» Ли Дэниелса. К счастью, в лучшем британском фильме 2009 года нет откровений самой Мии, личного дневника и т. п. «Аквариум» — тот случай, когда герой — в центре перспективы, но достаточно далеко, чтобы сохранять тайну в себе и оставаться нам интересным.
Думаю, выбор режиссером самого непростого и закрытого периода жизни — подросткового — неслучаен. Для хорошего наблюдателя даже это время позволяет достаточно раскрыть личность. Как бы рыбка ни маскировалась, она всё равно плавает в аквариуме.
Очень сильная сцена — в которой Миа присоединяется к танцу матери под рэп Nas «Life`s A Bitch». Чуть ли не единственная точка соприкосновения с матерью, которую Миа, думаю, хочет любить.
При просмотре ни разу не вспомнил о Германике.
10 из 10
Оригинал