В первый раз я пытался смотреть этот фильм кажется в 11 лет, а это был не тот возраст и не то время, когда хотелось русских комедий, но в целом я тогда заметил и оценил, что юмор идет практически безостановочно. Однако фильм мне тогда показался путанным и утомительным, и я промотал на видаке значительную часть, перейдя сразу к концовке.
Спустя столько лет было интересно вернуться и заново открыть для себя эту картину. И она шикарна! Хотя даже взрослого зрителя фильм все же утомляет. Он долгий, мог бы быть короче минут на 20, и тогда было бы идеально. Да, есть тут такая проблема – середина провисает, на ней авторы определенно словили волну, когда у них была огромная энергия играть и снимать еще и еще, но они маленько перестали понимать, что именно они делают. То есть смотрите, в начале фильма шла злая политическая сатира, криминальная комедия и качественная буффонада, а в середине один брат изображает отражение другого, корчит ему рожи, они то ругаются, то братаются, причем несколько раз, целуют одну женщину… События происходящие в середине не влияют на конец. Не покидала уверенность, что фильм надо было почикать на монтажном столе, а его пожалели.
Выделю несколько киногрехов. Не то чтобы логика имела большое значение для фарсовой комедии, но вот есть такое желание:
- Только что добытый алмаз уже имеет ограненный вид.
- Куча людей верит, что Кроликов мог проглотить алмаз размером с мяч для регби.
- Зачем Кроликов пошел назад в осажденную квартиру под видом забинтованного пациента? Единственной причиной могло бы быть желание вынести алмаз, но он этого не сделал. Вышло, что он пришел только для того, чтобы уйти.
- У дирижера свадьба и концерт были запланированы на одно и то же время. Он бы никак не смог провести и то, и другое, если бы у него не нашелся близнец, о котором он даже не знал.
- Зачем Кроликов пошел дирижировать этим концертом? Разве он не хотел просто скрыться?
- Как криминальный авторитет и известный дирижер с одинаковыми лицами могли всю жизнь не знать друг о друге?
- Зачем Кроликов полез к жене брата? Это она не понимала, что происходит, но он-то понимал. У него не было ненависти к брату, чтобы так поступать.
- Неуместные пошлые шутки, к сожалению, есть. Олег Табаков откровенно матерится. Сурдопереводчик изобразил "Роттердам" самым ожидаемым и хамским образом.
- Стоимость алмаза явно преувеличена. Более того – даже если бы кто-то добыл алмаз весом например в тонну, он бы обвалил свою собственную стоимость, т.к. его материал сразу перестал бы быть редким. Весь смысл драгоценных камней и металлов заключается в том, что их мало.
- Почему у Гаркалина столько ролей – понятно. Но вот то, что Вера Алентова играет подруг всех его воплощений – это можно заметить только в конце, когда об этом уже прямо говорят. Почему это сделано вот так, не ясно. Тема не раскрыта.
Но это в любом случае шедевр своего времени. Заметно доброе подражание советским комедиям: двойники отсылают к "Джентльменам удачи" и "Ивану Васильевичу", побег Кроликова от милиции напоминает таковой у Милославского, умелый прохвост возвращает нас к "12 стульям" и "Дерибасовской", похищения ценностей, странные свадьбы, музыкальные номера – всё это где-то было в том, старом кино. При этом нигде нет прямого копирования, сюжет абсолютно оригинальный и отражает национальную идею своего времени (увы, невеселую), что Россию может спасти только чудо. Снято качественно, со вкусом, есть натуральные городские пейзажи, даже привлечена военная техника.
Особенно нужно отметить игру Гаркалина, она была абсолютно гениальной. С двумя ролями в одном фильме в свое время отлично справились Леонов и Яковлев, но вот взаимодействие ТРОИХ разных себя во множестве сцен – тут фильм и актер безусловно пошли бить своеобразный рекорд. Это было сделано на высшем уровне. Это безусловно является триумфом актера и монтажеров.