Есть почему-то такая тенденция: хочешь создать культовую книгу или фильм – делай про дурдом. Какой-то закон психологии что ли, что люди необъяснимо восхищаются дурдомом. "Мастер и Маргарита", "Ка Пекс", "12 обезьян", "Остров проклятых" – всё это хиты своих лет, тенденция какая-то настораживающая.
В этом фильме собрано много странных вещей, которые современному зрителю, привыкшему к логике, целенаправленности поступков, трудно будет понять. Вот я, посмотревший это в 21 веке, а не в 1975 году, не знающий хиппи, битников, вижу это так:
Мужик, которому оставалось отбывать срок пару-тройку месяцев даже не в тюрьме – на поселении, симулирует безумие и сам себя подписывает на пребывание в дурдоме на неопределенно долгое время. Поняв, что увеличил себе срок, он вместо того, чтобы признаться в симуляции и вернуться на поселение, продолжает совершать крайне разрушительные поступки, играет с терпением персонала, вынуждает врачей применять самые жестокие меры вместо того, чтобы быть выпущенным за примерное поведение. Сбегает из дурдома и устраивает придуркам рыбалку, после чего возвращается в дурку. Зачем? Чтобы придумать новый план побега. У него всю ночь было открытое окно первого этажа, за которым нет даже изгороди, нет охраны, сбежать мог бы даже ребенок, а он что делает? Задерживается, чтобы устроить свидание приятелю и путане на процедурном столе, и в итоге спит всю ночь под этим открытым окном! Вот он выход – никто не бежит. Никто не торопится. Большинство психов могут уйти из дурки в любой момент – не уходят. Но сильно мечтают об этом. Я, современный зритель, не понимаю этого.
Но поскольку произведение так или иначе отражает дух своего времени, выходит, было тогда что-то такое, почему люди подсознательно стремились в дурдом, а не из него. Принести что-то другим людям, жертвуя собой, отдать свободу за нравственное преображение ближних – наверное, как-то так. Но я не смог поверить в естественность происходящего, например герой все еще мог убежать, когда уже помог другим, но он планомерно не пользовался ни одной из данных ему возможностей и искал смерти, хотя это противоречит его характеру. Его самопожертвование было совершенно ненужным и бессмысленным. Также я не согласен с самой идеей фильма – помочь сумасшедшим, устраивая бардак в дурдоме, невозможно.
Позже ознакомился с пересказом книги. В оригинале начальница дурки была настоящим тираном и деспотом, ломавшим волю людей. Поэтому герой делал то, что делал, чтобы противостоять лично ей. В фильме же ее сделали совершенно нормальным медработником, поэтому герой лишился злодея и все его поступки полностью потеряли смысл.