Театр одного актераОбычно эта фраза употребляется, насколько мне известно, с ощутимым оттенком иронии, подчас даже негатива, но я лично в данном конкретном случае ничего подобного в виду не имею.
Наоборот, то, что сделал для этой картины Р. Бениньи, заслуживает настоящего шквала оваций. Честно говоря, мне даже трудно подобрать подходящие слова. Эпизод, когда его герой, комично вышагивающий под дулом автомата, находит в себе, надо думать, нечеловеческие силы улыбнуться и подмигнуть своему прячущемуся сыну, явился для меня квинтэссенцией всего фильма и высшей точкой профессионального мастерства доселе совершенно неизвестного мне итальянского актера. Брависсимо!
Проблема в том, что в этой картине Р. Бениньи был такой один. Совершенно. Никто более не приблизился к нему даже на пушечный выстрел. Ничьи лицо, слова, мимика, судьба, наконец, не запомнились, не взволновали, не обратили на себя и малой толики такого внимания, как удалось это главному герою. И это, конечно, картину обеднило.
Мне не понравился мальчик — по крайней мере, так, как он мог и должен был бы мне понравиться. И уж совсем не впечатлила героиня Н. Браски: мотивы ее поведения остались за рамками моего понимания. То есть как жест (например, отчаяния), как первая реакция — да, может быть, всё логично и уместно. Но с точки зрения целесообразности, с позиций многократно возросшей в ту же самую секунду и без того запредельной психологической нагрузки, выпавшей на долю ее супруга… Слишком неразумно и эгоистично.
И мне не понравилось фактическое разделение фильма на очень условно связанные между собой части — слишком разными они получились: по наполнению, по эмоциям. Я сомневаюсь, что глуповато-милые и не всегда понятные и/или уместные шутки (со шляпой, яйцами, ревизорской лентой и пр.) жизненно необходимы в картине, посвященной в конечном итоге самопожертвованию отца во имя жизни его сына.
И финал… Я считаю его излишне жестоким. Но не потому, что все закончилось именно так, а не как-то иначе — это суровый, но реализм. А потому, что невнятная сцена с автоматной очередью за углом и стремительным бегством лично во мне оставила надежду (увы, короткую) на чудо, которого так и не произошло.
Очень сильное, но немножко, на мой взгляд, несбалансированное кино. На
9 из 10