Этот фильм — отличный пример плохого «эпатажного» артхауса. Чёрно-белый мир, полный физиологической чернухи. Признак дешёвых манипуляций, часто встречающийся у неуверенных в себе режиссёров.
Фильм заходит с козырей, уже на второй минуте мы видим сожжение питомца-хорька главного героя бандой каких-то отморозков. Но начало на то и начало: педофолия, зоофилия, жёстокие убийства животных, выдавливание глаз ложкой, предательство, воровство, гомосексуализм, изнасилование бутылкой, массовые расстрелы и сожжения стариков, женщин и детей — всё это ещё ждёт зрителя впереди.
Основная проблема фильма в том, что даже будучи экранизацией романа, претендующего на субьективный опыт, Колорована птица перегибает палку. Чернухи становится так много, что в какой-то момент (для меня им стала глава с похотливой рыбачкой) серьёзно воспринимать происходящее уже совсем не получается.
Никаких сравнений с Иди и смотри киношка не выдерживает. Да, мальчик повстречается в процессе своих злоключений с повзрослевшим Флёрой, добавленным туда очевидно не случайно. Однако, в отличие от советской классики здесь не покажут жестокостей войны (ну ладно, немного покажут, но они меркнут на фоне бесчинств деревенского населения). Основной враг мальчика в этом фильме — дикость и суеверия крестьян, а они вызваны не войной, большая часть невзгод, происходивших с парнем в фильме, могла случиться и в мирное время.
В Раскрашенной птице, наоборот, война и её проявления относятся к мальчику благосклонней всего.
Фашистский солдат его жалеет и отпускает. Да, фашисты расстреливают евреев на пути в лагерь смерти, но они хотя бы чистые и образованные. Все равно во время сцены с поездом невольно ловишь себя на мысли, что немцы ведут себя не сильно хуже местного населения. Чего хотел добиться автор, убирая контраст между фашистскими захватчиками и деревенскими жителями? Очевидно, что не реабилитировать немцев.
Самые светлые фигуры во всей картине — это красноармейцы. Они временно делают мальчика сыном полка, дают еду, форму, кров, и пытаются дать ему хоть какое-то будущее в рамках своих возможностей. Не требуя взамен секса, не оскорбляя и не унижая его достоинства. К сожалению, поздновато, отравление окружающей средой уже стало давать свои плоды.
Красную армию и советских людей здесь изобразили на удивление хорошими и человечными. Лучше, чем изображают в современном отечественном кинематографе. Вот уж совсем неожиданно от Чешско-Словацко-Украинской картины, поставленной по роману, написанному в США польским иммигрантом.
К концу просмотра у меня сложилось стойкое ощущение, что именно война и 2 противоборствующие армии (говорящие и в фильме на своих реальных языках) принесли хоть какое-то подобие цивилизации и порядка в этот край, сплошь состоящий из деревень мудаков.
Интерславик свою роль выполняет как может. Примерно задавая место действия он помогает фильму не оскорбить какую-то конкретную страну. Получается, что просто всю Восточную Европу в выгребную яму забросили. Обидно, что это пока что самое известное применение для этого языка. Но даже так не получается избавиться от ощущения, что основной задачей фильма было показать, какое отребье живёт между Рейхом и СССР. Обвинение слишком категоричное и однобокое, чтобы хотя бы казаться правдой.
Даже в конце — спасение и обретение себя происходит у мальчика только уже в автобусе, который увозит его подальше от этого гостеприимного края.
В итоге не совсем понятно, как отнестись к этому фильму. Кажется глупым обвинять его в пустой претенциозности из-за сплошной чернухи, да и за такой образ советских людей хочется как-то помочь фильму реабилитироваться.
В Грузе 200 (там тоже есть сцена с бутылкой) была попытка показать, как разваливающаяся реальность повреждает умы людей в ней живущих. Но там было очевидно, что это диалог Балабанова с современным зрителем — 80-ые были свежей темой на момент выхода фильма.
В Иди и смотри (там корову на самом деле пулемётом прошили) рассматривается принудительное взросление на фоне чудовищных зв