Последний бой мастера ИпаМы не раз с Вами говорили о том, насколько важно вовремя заканчивать историю. Вроде и нехитрое дело, взять полюбившихся массам героев и привести их приключения к логическому завершению, где центральные персонажи достигают намеченной цели, а очередной плохиш получает по заслугам – в теории проще простого, на практике же всё куда сложнее. Кинобизнес, как и любой другой бизнес, ориентирован на прибыль и многие фильмы, имевшие кассовый успех, не задумывались конвейерными жвачками, насчитывающими бесконечные продолжения, над которыми впоследствии приходится корпеть десяткам людей, берущими за основу своей работы занудные таблицы и графики с маркетинговой сходки, вместо оригинальных идей. Слово в этом случае, не за режиссёром (его всегда можно заменить!) и даже не за качеством итогового продукта, всё опять же решают деньги и продюсеры, чья жажда наживы оставила не совсем приятный отпечаток на лице бессчетных культовых картин. Тем не менее,
«Ип Ман», лично для меня – это один из хороших примеров узнаваемой франшизы. Видно, что
Уилсон Ип, распробовав почву с первой и, по моему мнению, лучшей части, точно знал, чего хочет зритель и так или иначе сумел это реализовать. Давайте по порядку:
Персонажи:
Ип Ман:
1964 год. В жизни мастера Ипа всё спокойно – есть своя школа, достаток, уважение и почёт. Чего еще желать? Правильно, здоровья! Однако уже немолодому Ип Ману диагностируют неизлечимую болезнь
(далее, без подробностей!). Между тем,
Брюс Ли зовёт мастера посетить турнир по карате, где
Сяолун планирует выступить на международной арене. Ип Ман сначала отказывается, но позже решает перевести младшего сына учиться в Америку и раз всё так совпало, принимает приглашение ученика и едет
в Сан-Франциско. Там его встречает старый друг, и они вместе отправляются в китайскую благотворительную ассоциацию
за рекомендательным письмом для Ип Чина. Здешние мастера оказывается не в восторге от деятельности Брюса Ли, ведь он в открытую обучает белых секретам древнего китайского боевого искусства.
Председатель ассоциации – Ван Дзон Хуа просит Ип Мана повлиять на зазнавшегося юнца, Ип Ман же отмечает, что в уроках Брюса Ли нет ничего провокационного, он лишь популяризирует кунг-фу. С этого момента лента потихоньку отходит от серьезных боевых сцен (исключением же является схватка Брюса Ли с американскими каратистами,
где Дэнни Чань, примеривший на себя амплуа почившей легенды раскидывает этот отряд самоубийц!) и затрагивает тему извечного конфликта отцов и детей. Авторы довольно топорным образом дают Ип Ману понять, что детям необходимо давать выбор и, исходя из их талантов и предпочтений, позволять им развивать свои сильные стороны. Тем не менее, повествование несется в сумасшедшем темпе и за полтора часа на нас вываливают тонну информации, к середине размешивая это зубодробительным экшеном – порой выходит сносно, порой не очень, впрочем, следует поблагодарить создателей за удачное сочетание драмы и боевика, а на неудачи закрыть глаза, учитывая, что планка к квадриквелу всё равно держится весьма высокая.
Донни Йена изрядно состарили – седина на висках, утомленный взгляд (нет, не потому что Донни Йен устал от роли, так нужно по сюжету) и нерасторопность Ип Мана (он тут иногда пропускает удары, от которых Ип Ман, скажем, из сиквела, увернулся бы, без особых проблем) играют на атмосферу и помогают осознать, что мы действительно прощаемся с «Ип Маном».
Бартон Геддес:
Увы, меня разочаровал. Видимо, у сценаристов «Ип Мана» запоминающиеся и многогранные антагонисты получаются только через раз.
В отличие от Чун Тинь-Чи или генерала Миуры, действовавших из собственных амбиций, продиктованных определенными принципами (оттого бой Ип Мана против них смотрелся не просто как хорошо поставленный мордобой. Это было противостоянием культур и настоящим испытанием на выдержку и стойкость обоих оппонентов), комендор-сержант Геддес – ходячий набор клише о суровом вояке. Я отдаю себе отчет, на что ставил режиссёр – мейнстримное лицо, воплотившее Бартона.
О да, Скотт Эдкинс! Невзирая на вышеперечисленные характерные черты, присущие другому злому гаду в исполнении Эдкинса, Бартон Геддес – вообще не похож
на Юрия Бойку («Неоспоримый 2, 3, 4» (2005-2016)), кроме его страстной зависимости ломать врагам ноги (без контекста!) и это комплемент Эдкинсу. Хотя, под каждым новым трейлером люди впадали в экстаз (к коим я и себя отношу!) от одной мысли, что они увидят, как Ип Ман и Бойка избивают друг друга до полусмерти. Стоит ли винить нас - глупых, ограниченных фанатов заплесневелых товарняков за нашу искреннюю радость от подобного «кроссовера»? Вряд ли!
Атмосфера:
За скромные 52 млн. долларов, Уилсон Ип умудрился ненадолго перенести нас
в Америку 60-х – автомобили, внешний вид прохожих мимо горожан, да и весь антураж в целом, так и кричит об ответственном подходе и грамотном расходовании бюджета. К сожалению, длится это великолепие минут 20 от общего хронометража, ибо мы практически сразу попадаем в китайский квартал, и разница между
улицами Фошаня, Гонконга и Сан-Франциско становится, почти неощутима. За постановку драк снова отвечает
Юэнь Ву-Пин и здесь он постарался настолько, что внимательно приглядевшись, Вы заметите, как под тяжелым градом ударов Бартона отлетают мелкие ворсинки от одежды Ип Мана - до такой степени красиво и кропотливо снята коронная вертушка Эдкинса.
Новые композиции от Кэндзи Каваи, пусть и не впечатляют (они на мой вкус сыроваты!), зато саундтрек из предыдущих частей ложится сюда идеально!
Итог: «Ип Ман 4» - долгожданная кульминация пути
непревзойдённого мастера вин-чун на больших экранах, длиною в 11 лет. Усердиями причастных к проекту, Ип Ман из знакомой очень узкому кругу лиц фигуры, превратился в известного на весь мир героя. И пускай, показанное в значительной мере, расходится с действительностью и для пущей зрелищности были использованы проверенные киноприёмы, эта квадрология, без сомнений оставила свой след в сердцах поклонников жанра.
8 из 10