Hell is just a frame of mindЗа что ты продаешь свою душу, Фауст?…
Этот Фауст Кристофера Марло в роли Пола Хилтона одержим жаждой, которая гораздо сильнее его, и это не только тяга к знаниям. Он будто каждую секунду он вопрошает: а можно ли мне сделать это, поступить так? Не покарает ли меня грозный Бог, который лишь требует и вопрошает, не давая ничего взамен, кроме какого-то обещания вечного блаженства…
Не остановит ли он мою руку и меня самого?
Вполне легко предать богословие и заключить договор с дьяволом в обмен на всемогущество и верного слугу Мефистофеля. Можно быть выше того, чему был верен почти всю свою жизнь, и отречься от зыбкости обещаний церкви.
Можно всё.
Фауст всемогущ, но сам этого не понимает. Зло кажется сильнее, но оно лишь кажется непобедимым, лишь человек и тот выбор, которому он верен, имеют настоящее значение. Зло хромает, зло поражает мнимым могуществом и пугает, но выбор делает лишь человек, и про это Фауст забыл.
Мефистофель молча наблюдает за ним и ждет своего часа, когда договор, скрепленный кровью, вступит в силу. Но он не отстранен, он по-своему заботится о Фаусте, не прислужник, но и не совсем друг… Ему скучны люди, он может лишь молча наблюдать за падением Фауста, то защищать его, то словно желать ему добра. Хотя иногда казалось, что это лишь чудится. Как может Мефистофель видеть в падении Фауста своё собственное?
Странный это получился Мефистофель, странный, и очень убедительный. Он не зло, он развлекается вместе с Фаустом и просто ждет, то ли завершения договора, то ли возможности удивиться и заново поверить в силу всепрощающего Бога.
Зло победило, но не потому, что оно зло, а лишь потому, что Фауст сам решил, что он заслуживает собственной гибели. И пусть он и молил Бога о прощении, но не верил в него, так как понимал, что этот грозный лик не простит. Он молится, он просит, но не вера движет им, а страх вечных мук.
Фауст попадает в ад не потому, что это было неизбежно. Он сам решил, что ему нет прощения, и этим же и отрекся от него.
И как же они все поголовно хороши. Эта своя магия, думаю. Магия британских актеров, точно, но также и игры на грани. И хорошо, что Мефистофеля играет Артур Дарвилл, когда он равнодушно смотрит вокруг своими белесыми глазами, лишенных эмоций, или вглядывается в сомневающегося Фауста, веришь в силу, которая просто ждет. Подталкивает во тьму, издевается, подтрунивает, злится, но в итоге просто ждет своего часа.
Который, конечно же, настал.