Чудесный лесЭто первая просмотренная мной экранизация 'Таинственного сада' и после нее смотреть другие совсем не хочется (хотя по отзывам они намного лучше). Поэтому буду сравнивать с романом Фрэнсис Бернетт, а не с похожими фильмами с тем же сюжетом.
Фильм не цепляет вообще. Его просто неинтересно смотреть. Вроде бы и актеры неплохие, и декорации красивые и съемки завораживают... Но везде чувствуется какая-то фальшь. Сначала действие фильма переносят на сто лет вперед. Впрочем, наверное, это не так важно. Пусть это будет режиссерский взгляд. Дальше начинаются чудеса. Вместо йоркширских пустошей мы видим компьютерную графику. Вместо заросшего таинственного сада (который, к слову, книжным Мэри и Колину пришлось расчищать и возделывать своими руками, сажая луковицы и копаясь в земле) нам показывают какой-то чудо-лес с неизвестными растениями (я, к слову, сначала подумала, что это где-то в Индии, о которой периодически вспоминает Мэри). Местная девушка Марта и ее брат, которые по книге являются воплощением этого нового для Мэри края, неожиданно оказываются мулатами. Откуда они там взялись? Мэри, которая в книге не умела прыгать через скакалку, в фильме без конца кувыркается, лазает по стенам и деревьям и бросается в неизвестный пруд. Мало того, она еще и свистит и поет на разные голоса, чем несказанно удивляет своего смуглого товарища. Отец Колина годится ему в дедушки... В общем все это вместе взятое начало страшно раздражать уже к середине фильма. Не добавляют фильму очков и какие-то мистические вкрапления, тени минувшего и образы почивших девушек - матерей Мэри и Колина. Особенно впечатлила сцена, в которой Мэри и ее друзья, сидя в таинственном саду под деревом, взахлеб читают переписку сестер. Неужели детям десяти-двенадцати лет это до такой степени интересно?
Вообще Бог с ним, со всем. Пусть режиссер так видит. Но мне не нравится сама идея этого фильма. Для меня история о таинственном саде - это история преображения, излечения душевных ран и становления новой жизни. И эта новая жизнь в книге начинается для всех. Из вялой и апатичной, донельзя избалованной Мэри, из заморыша Колина, одержимого своими болячками, получаются нормальные здоровые дети. И не просто так 'вдруг' получаются, а благодаря свежему воздуху, движению и работе в том самом саду. Здесь же Мэри не меняется вообще. Какая была в Индии - такая и осталась. Совершенно не видно ее развития, она абсолютно неинтересна. Ее функция в фильме - найти и открыть таинственный сад для главных героев. А главный герой - это не не Колин, и уж, конечно, не Дикен, а отец Колина. Именно для его исцеления и задумано все действо.
Далее в фильме нас ждет какая-то бесконечная беготня с инвалидной коляской по дорожкам сада (и здесь уже начинаешь всерьез опасаться за жизнь и здоровье Колина), глупые игры с собакой (кроме как с этой собакой детям и поиграть было не во что и не с кем) и, наконец, пожар, то ли случайно, то ли намеренно устроенный мистером Крейвеном. Спасенный из огня (при бесценной помощи Мэри и своей почившей жены) хозяин поместья бросается в объятия своему сыну. Все счастливы. Конец.
PS Моим любимым персонажем стала миссис Мэдлок. Весь фильм я разделяла ее желание упечь Мэри в школу.