После внезапного дебюта на Берлинском международном кинофестивале (sic!) и выхода в широкий прокат в 2013-м в условиях жесткой конкуренции (хита «Холодное сердце» и ожидаемых на тот момент публикой «Гадкий я 2» и «Университет монстров») мультфильм «Семейка Крудс» более чем оправдал себя: сборы в половину миллиарда долларов. № 11 в списке самых кассовых фильмов своего года, неожиданный успех, номинация на «Оскар»… неплохо для проекта, который изначально задумывался как 3D-римейк «Флинстоунов», но из-за проблем с авторскими правами эволюционировал в самостоятельное произведение. Естественно, DreamWorks Animation стали ковать железо пока горячо и тут же заготовили почву для продолжения… и потребовалось почти восемь лет, чтобы сиквел нашел дорогу на экран, включая полдюжины смены дат релиза, два объявления об отмене проекта, и одной пандемии. Стоило ли «Новоселье» ожидания? Вроде того: как и предшественник, сиквел пускай и предлагает зрителю знакомую историю с классическими уроками, всё равно остается выполненным на высоком уровне и не выйдет из моды ещё долго.
Во многом сюжет «Новоселья» сконцентрирован на личности Малого, чье появление в оригинальной «Семейке Крудс» положило начало для серии злоключений одноименной пещерной стаи. Первый фильм закончился тем, что клан храбро отправился на поиски нового дома – мифического «Завтра», о котором мечтал Малой. За время между первой и второй частью мало что поменялось: патриарх семьи Груг по-прежнему защищает свою семью. «Новоселье» слегка расширяет концепцию: не все члены семейки Крудс довольны своим status quo, включающем в себя отсутствие личного пространства. Собственно, сюжет начинается с того, что Крудсы находят «Завтра» или, по крайней мере, то, что они приняли за свой рай: оазис, наполненный едой, водой и даже местными жителями – семейкой Беттерман, которые не очень рады делиться благами своей малой цивилизации с неотёсанными жителями пещер.
Напряженные моменты между семьями порождают ожидаемые разногласия, которые и являются двигателем сюжета. Споры касаются, в основном, Малого, потому что семьи не могут решить, к какой стае он принадлежит. Послание ясно: «Новоселье» поднимает тему принятия, преодоления разногласий и окончательного объединения. В конечном итоге сюжет превращается в приключение, в котором участвуют странные обезьяны-боксеры, забавные чудовища и прочие радости жизни. Это немного глупо, зато очень красочно и достаточно увлекательно, чтобы смотреть, не отрываясь. Как и в случае с первым фильмом, много внимания уделяется шуткам.
В то время как оригинальный анимационный проект смешивал мультяшных героев и монстров на фоне фотореалистичного пейзажа, «Новоселье» выбирает более яркие цвета, особенно в пределах обитания Беттерманов. Стилистически это работает, предполагая, что герои попадают из смертоносной пустоши в цветущую спокойную гавань. Анимация остается чистой, четкой и, к сожалению, немного устаревшей. Хотя «Новоселье» по части рисовки выглядит на голову выше некоторых других произведений, мало примеров уникального дизайна.
Как и следует ожидать от семейного мультфильма, обладающего такой ярко выраженной привлекательностью, «Новоселье» заканчивается на мажорной ноте: теплым и немного нечетким финалом. Комедия здесь явно сильнее экшна, состоящего в основном из бездумной беготни. Девяносто минут легкого, достойного развлечения: всё же в сиквеле есть много правильно работающих моментов и пускай лента не войдет в анналы кинематографии, за появление такого мультфильма следует быть благодарным DreamWorks.
7 из 10