Много лет назад геолог Илья вместе со своим другом Петром приехал на остров Ольховый близ Сахалина. Здесь они вели поиск железной руды. Петр погиб во время изыскательских работ, а Илья успешно продолжил поиск. Прошли годы. Начальник геологоразведочной партии Илья из-за внезапной болезни был вынужден навсегда покинуть остров. И тогда дело, начатое друзьями, продолжил сын Петра.
На память о сыночке у Екатерины (А. Максимова), героини фильма «Баллада о солдате», остались только его слова: «Я вернусь, мама!» и дорога, на которую дальше
На память о сыночке у Екатерины (А. Максимова), героини фильма «Баллада о солдате», остались только его слова: «Я вернусь, мама!» и дорога, на которую она выходит каждый день. С этого места сын Алёша ушёл на фронт. Она проводила его дважды. В первый раз по повестке. В другой – тогда, когда молоденький солдат Скворцов в награду за подбитый танк попросил короткий отпуск. Он отказался от награды – гораздо больше хотелось увидеть маму.
Вся кинолента «Баллада о солдате» – это путь Алексея (В. Ивашов) домой, в родную деревню. По сравнению с ним сцена боя, когда гитлеровский танк преследовал связиста с позывным «Зяблик» в открытом поле и нарвался на меткий залп из орудия, длится короткое время. Но именно в дороге раскрывается характер недавнего мальчишки, русского солдата – великодушного, храброго, справедливого. Люди Скворцову встречаются разные, плохие и хорошие, и за отведенные ему несколько дней парень познаёт жизнь со всех сторон.
Встречи и разлуки
Растратив не по своей вине первые двенадцать часов, Алёша узнает, что один из составов идёт в нужном ему направлении – на Георгиевск. Он просит часового пустить его в вагон с сеном, а тот обманом отнимает у солдата банку с тушёнкой, которую он вёз для мамы. В другой раз Скворцов наказал бы вора, но тут приходится смириться: это – плата за проезд. Но если Алёше не удалось попасть в эшелон в обход часового, то его случайной попутчице – наоборот. На одном из полустанков в вагон ловко забирается девушка Шура (Ж. Прохоренко), которая уверена, что она среди этого сена одна. Состав набирает полный ход, когда перед Шурой появляется рослый парень в форме. Девчонка отчаянно визжит и пытается выпрыгнуть, но Алексей не даёт ей совершить это безумство.
Дальше они едут вместе, и постепенно страх сменяется доверием, дружелюбием и нежностью. По просьбе сослуживца Павлова (Г. Юхтин) Алексей и Шура навещают его жену, чтобы передать её ценное в военные годы мыло. Елизавета Петровна ошарашена: ребята застали в её доме любовника. Чистого душой парня и его невинную спутницу коробит такое предательство, и они сразу же покидают этот дом. Вскоре молодым людям, которые всё ещё на «вы», приходится расстаться – их пути расходятся. Шура успевает сказать Алёше, что обманула его – никакого жениха у неё нет, как нет вообще никого на свете. Солдат прыгает в вагон, девушка бежит за уходящим поездом по перрону. Адрес его матери – село Сосновка: это единственный ориентир, который мог бы позволить им снова встретиться.
Многое ещё придётся пережить Скворцову по пути в родное село, и на встречу с мамой, задержавшейся в этот день в поле, останется всего лишь несколько минут – на фронт нужно вернуться вовремя. Катерина не может оторваться от своего подросшего мальчика, который за год стал совсем взрослым. Когда раздаётся сигнал пришедшей за Алёшей машины, мама понимает, что видит его в последний раз…
Мировое признание
В шестидесятых годах фильм «Баллада о солдате» продемонстрировали во многих странах мира: тема войны и утраты была понятна всем. Картина получила множество престижных зарубежных наград. Режиссёр киноленты Григорий Чухрай, несмотря на то, что события фильма происходят в 1942-м году, намеренно одел своих персонажей в форму образца 1943-го года: именно по этой форме вся Европа узнавала воинов-освободителей, уничтоживших фашизм и поставивших победную точку во Второй мировой войне. закрыть
Увековечить белое воинство в Советском Союзе в 1934-м году – поступок смелый, отчаянный и даже смертельно опасный. Но Сергей Дмитриевич Васильев, режиссёр дальше
Увековечить белое воинство в Советском Союзе в 1934-м году – поступок смелый, отчаянный и даже смертельно опасный. Но Сергей Дмитриевич Васильев, режиссёр и один из авторов фильма «Чапаев», решился на это. Почему? Ответ прост. В 1916-м году юный Серёжа ушёл на фронт: шла Первая мировая война. Он дрался за родину среди тех, кого потом объединит Белая гвардия. Васильев не мог не знать и не ценить тех, кто не щадил за Россию своей жизни. Поэтому так гордо идут навстречу врагу его «каппелевцы». Эти кадры фильма «Чапаев» выглядят как документальные, и сохранился даже миф о том, как, глядя на экран кинотеатра в Париже, бывший белогвардеец Сергей Эфрон шептал своему соседу: «Смотри! Вот такими мы были!»
В такие минуты не казалось важным, что на самом деле войска В. О. Каппеля и части Чапаева ни разу не встретились в бою, что приём психической атаки белый генерал мог использовать не в 1918-м году, а раньше, командуя на Волге частями Народной армии. Да и форму, в которой идут «каппелевцы», носили не они, а бойцы Марковской дивизии Добровольческой армии. Но правдивость этой сцены не вызывала сомнений ни у белых, ни у красных, и это подчёркивает талант режиссёра.
Создание картины
Над фильмом «Чапаев» С. Васильев работал в творческом альянсе со своим однофамильцем Георгием. Эти двое кинематографистов начинали как монтажёры, трудились вместе не один год и научились превосходно понимать друг друга. Так родился псевдоним «братья Васильевы». Ключевая сцена фильма снималась поэпизодно, длинными кусками, и лишь в смонтированном варианте приобрела тот вид, от которого захватывало дух.
Спустя десятилетия, в 2008-м году, аналог сцены психической атаки из к/ф «Чапаев» будет снят для сериала «Адмиралъ», посвящённого великому А. В. Колчаку. Но если новое время даёт возможность открыто создавать картины, посвящённые рыцарям царской России, то в тридцатых годах минувшего столетия нужно было суметь «спрятать» смысловой акцент так, чтобы он «растворился» в событийной последовательности киноленты. Поэтому драма «Чапаев» – это, разумеется, фильм о Гражданской войне и героическом красном командире.
Сюжет и главные герои
В основе киноленты «Чапаев» – сценарий А. Фурмановой, созданный на основе одноименного романа и дневников Д. Фурманова, воспоминаний ветеранов-чапаевцев. Исполнитель главной роли, Борис Бабочкин, был приглашён «провокаторами» Васильевыми на роль Петьки, хотя «братья» прекрасно понимали, чего они хотят от артиста на самом деле. Борис Андреевич так проникся образом Чапаева, что без всяких проб стал в ходе беседы показывать режиссёрам, как выглядел и говорил этот прославленный красный воин. Это и было то, что нужно! Своего Василия Ивановича Бабочкин сыграл мастерски. И когда после окончания премьеры фильма потрясенные зрители продолжали сидеть, вывести их из оцепенения смогло только появление на сцене Бориса Бабочкина и его коллег, сыгравших других персонажей. Впервые в истории советского кино люди встали. Началась овация…
Вымышленных героев картины Петьку и Анку-пулемётчицу сыграли Л. Кмит и В. Мясникова. Вместе с Василием Чапаевым эти двое позже стали героями многочисленных анекдотов, ставших своеобразным проявлением народной любви.
Фильм «Чапаев» стал легендой кинопроката и в СССР, и за рубежом – его посмотрели миллионы зрителей. закрыть
Полнометражный фильм «Машенька (1942)», снятый Юлием Райзманом, рассказывает о прекрасной и искренней любви девушки Марии и Алексея. Главные роли исполняли дальше
Полнометражный фильм «Машенька (1942)», снятый Юлием Райзманом, рассказывает о прекрасной и искренней любви девушки Марии и Алексея. Главные роли исполняли Валентина Караваева и Михаил Кузнецов, они смогли вжиться в роль.
Герои обожали друг друга, но Леша был легкомысленным парнем, не сумел сохранить свои чувства. Они расстались, но судьба снова свела их уже на фронте войны. Именно в тот момент парень понял, что такое настоящая любовь и сокровенные чувства. Однако война разлучила их снова, и ничего нельзя было поделать с их чувствами. закрыть
Снятая режиссером и сценаристом Виктором Трегубовичем военно-историческая драма «На войне как на войне» повествует о будних и боевых днях подразделения дальше
Снятая режиссером и сценаристом Виктором Трегубовичем военно-историческая драма «На войне как на войне» повествует о будних и боевых днях подразделения Советской армии, перемещающегося по театру военных действий. В основе сюжета книга В. Курочкина о зеленом младшем лейтенанте Александре Малешкине (Михаил Кононов), по распределению попавшем прямиком из военного училища на фронт в Правобережной Украине. В его распоряжение попадает самоходное орудие с опытным экипажем, справиться с которым неопытному офицеру не просто. Взрослые и бывалые бойцы не горят желанием подчиняться Малешкину, как тут выполнять боевую задачу?
Экипаж и его будни
Гриша (Виктор Павлов) – вечно чумазый механик-водитель, постоянно компрометирующий лейтенанта перед вышестоящим начальством. Заряжающий установки Осип (Федор Одиноков) не особо следит за состоянием вооружения экипажа, из-за чего возникают комичные ситуации, которые ваполне могли бы окончиться плохо, если бы не невероятное везение Наводчик САУ Михаил (Олег Борисов) не сильно-то старается соблюдать дисциплину и субординацию. Сама установка то и дело выходит из строя, причем, в самый ответственный момент. Молодой командир пытается завоевать авторитет, но поначалу это получается плохо – подчиненные относятся к нему скорее с сочувствием, нежели с почтением.
Из-за плохого исполнения требований командования и нарушений устава Малешкин получает выговор от командира батареи капитана Сергачева (Петр Горин), который обещает снять его с командования, если тот не справится. Ему предстоит приучить экипаж САУ к дисциплине и отдать самый главный приказ в своей жизни: «В бой!». В процессе военного маневра самоходка Малешкина внезапно оказывается в окружении противника на самом острие атаки.
Подлинная основа картины
В съемках к/ф «На войне как на войне» участвовала техника и части Прикарпатского военного округа, а посвящена эта кинолента павшим воинам 3-й гвардейской танковой армии, которая в составе Первого Украинского фронта под руководством маршала Рыбалко зачищала от вражеских войск Правобережную Украину.
Прообразом Малешкина стал сам автор повести Курочкин, командовавший самоходной установкой в составе все того же Первого Украинского фронта в период военной операции зимы 1943 года. В книге автор делал акцент в первую очередь на исканиях командира — его попытках по-разному найти подход к каждому бойцу. В фильме же акцент в первую очередь сделан на драматических событиях, происходящих в это время на фронте и судьбе членов экипажа СУ-100.
Так как при создании киноленты принимали участие актеры, прошедшие Великую Отечественную войну, фильм смотрится очень живо и правдоподобно. Кстати, песня «По полю танки грохотали», которую на привале исполнил экипаж Александра Малешкина, стала очень популярной, перейдя в разряд народных песен. закрыть
Солдат-красноармеец Андрей Соколов, уйдя на фронт, был ранен и попал в плен в самом начале Великой Отечественной войны. Ему было суждено пройти через дальше
Солдат-красноармеец Андрей Соколов, уйдя на фронт, был ранен и попал в плен в самом начале Великой Отечественной войны. Ему было суждено пройти через ад гитлеровского концлагеря, который отнял всё, кроме любви: каждую ночь Соколов видел перед собой дочерей, сына и жену, говорил с ними и знал, что его ждут. Когда же представился случай бежать, Андрей угнал машину и прорвался к своим со связанным немецким генералом и важнейшими документами. Наградой за подвиг стал отпуск Соколову разрешили побывать в родном Воронеже. Герой фильма «Судьба человека» не знал, что самые страшные испытания для него только начинаются... закрыть