Разрешить нельзя запретить (запятую поставить в нужном месте)70-е годы, США. В одном из городов начинается пожар в школе для черных. Никто не погиб, но продолжать обучение в этом здании нельзя, а ведь детям необходимо продолжать посещать занятия. Тогда встает вопрос о том, чтобы перевести черных в школу для белых и позволить им учиться вместе. Во многом шокирующее и из ряда вон выходящее предложение вызывает широкий общественный резонанс в результате чего создается специальная комиссия, которой будет суждено вынести вердикт и поставить запятую во фразе «разрешить нельзя запретить» в нужном месте. На первые роли выходят правозащитница Энн Отуотер (Тараджи Хэнсон) и член Ку-клукс-клана, председатель местного отделения ККК Клэй Эллис (Сэм Рокуэлл).
В основу фильма легла реальная история, которая была подкреплена интервью тех, кто лег в основу персонажей двух вышеупомянутых представителей актерского цеха. История, представленная в «Близких врагах» на самом деле интересна и она в отличие от многих не представляет точку зрения согласно которой черные лишены всего. Тут эта позиция конечно тоже есть, но от героя Рокуэлла звучит хорошая и верная фраза – конфедераты и их флаг, частенько выступающий как символ тех, кто ненавидит черных – это часть истории США и глупо от этой части отворачиваться. Но если цветные не намерены эту главу истории принимать, то почему тогда белые должны принимать главу, связанную с Мартином Лютером Кингом? Так или иначе в истории каждой страны есть и положительные и отрицательные эпизоды и глупо отрицать одно, не принимать это, и в то же время видеть противоположную позицию.
Я не оправдывая тех, кто испытывает негативные чувства к черным, просто зачастую защитники цветного населения или активисты из их числа, как например Энн Отуотер, слишком категоричны и настроены радикально. Вообще, что касается героини сыгранно Хэнсон, мне показалось, что ее было много и она отказывалась принимать адекватные и взвешенные решения, вместо этого идя на поводу чистых эмоций. Хотя по мере развития сюжета ее позиция меняется и на экране зритель видит уже не ту «черную железную леди», что в самом начале.
А вот Сэм Рокуэлл играет так, что вопросов ни к нему, ни к его образу не возникает – он представлен вполне уравновешенным, пусть и слегка чудаковатым из-за своей позиции мужчиной. Это с точки зрения его эмоциональности, а вот если посмотреть на его мировоззрение – тут все гораздо серьезнее. Для него до поры до времени факты роли не имели – если черный, значит – изгой. Для того, чтобы в его душе что-то перевернулось, Эллису предстоит провести немало времени бок о бок с цветными и заставить себя увидеть альтернативную версию того, на что он смотрел как на вполне очевидное.
Впечатления от фильма в целом остались положительные, но лично мне не хватило подробностей работы комиссии, где были собраны и черные, и белые. Зрителю ее деятельность представлена отрывками и работа комиссии просто протекает на фоне взаимоотношений героев Хэнсон и Рокуэлла. Они несомненно играют ключевую роль, но из фильма получилось так, что работа комитета – это второстепенная вещь, на первом плане – лишь два человека.
В последние пару-тройку лет фильмов, освещающих проблемы расовой дискриминации стало очень много и если честно, мне кажется, что режиссеры и авторы сценариев стараются хайпануть на этой теме по полной программе. По крайней мере сейчас тенденция такова, что в поисках престижных наград целесообразно снимать кино о черных, тем более те могут еще и скандал раздуть на ровном месте и предъявить по полной программе.
Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю.
Приятного просмотра.
7 из 10