Сложно поверить, что в пропитанной политкорректностью и борьбой за расовую справедливость Америке до сих пор не было фильма о Гарриет Табмен. Учитывая бурные отношения той страны с социальным явлением рабства и нынешнего курса на фильмы о борющихся за что-нибудь неграх, сложнее в это поверить вдвойне. Табмен – это та героиня, которой если бы не существовало, то стоило придумать. И отсюда обидно: важный, без шуток, фильм для американской нации оказался почти мертворожденным проектом. Кинолента заходит в тупик почти сразу же, становится бледной копией дебюта режиссера Кейси Леммонс «Пристанище Евы» по части мессаджа и вообще похожа на стандартную биографическую картину – экранизацию странички о персоналии из «Википедии», чьи технические недостатки затмевают самую историю вопроса.
В центре сюжета – молодая чернокожая рабыня Минти. Её сестер забрали и продали. Однажды у Минти начинается своего рода предчувствие, после чего она сбегает на север от жестокого хозяина. Путешествие оказывается непростым, но Минти, взявшая себе имя Гарриет, начинает жить свободно. Всё же находясь в состоянии беспокойства и рефлексии, женщина возвращается на американский Юг, спасая рабов и становится, наверное, главным проводником «Подземной железной дороги» - тайной системы для организации побега рабов.
У «Гарриет» есть много узнаваемых приемов биографического фильма: речи, пропитанные пафосом; высокие оркестровые партитуры; неприступный и временами непостижимый герой. Поскольку этот байопик основан на кинематографическом языке, на котором уже не говорят, «Гарриет» ощущается как пережиток прошлого. Визуальный стиль «Гарриет» слаб и больше похож на проект, созданный для телевидения: плоские композиции и общее уныние происходящего ни в коем разе не делают проект зрелищным.
Концепт, построенный на воспоминаниях, мечтах и разговорах с Богом становится, в конечном итоге, ещё одним камнем преткновения для «Гарриет». Это даже реализовано в виде черно-белых фрагментов фильма, что увеличивает хронометраж, но не развивает повествование. Хотя это может быть одной большой отсылкой к «Пристанищу Евы», «Гарриет» опирается на этот художественный прием излишне самоуверенно. И пока «Гарриет» пытается напомнить современным «благочестивым» американцам о насилии над черными, сюжет отнюдь не такой захватывающий как, например, в «Двенадцати годах рабства» - мы видим только шрамы прошлого, а не тот, как они появились или как их избежать впредь. В итоге проект оказывается «снятым для галочки», ну, чтобы было кому что сказать о персоне в центре повествования и громко возмущаться, если на «Гарриет» решают закрыть глаза видные кинокритики.
Также «Гарриет» избегает острых углов. Вообще в кинофильме чувствуется больше влияние романтизма, чем реализма. Вероятно, подобный эффект был вызван нежеланием кого-либо обидеть. Опасаясь ошибиться, создатели фильма не совсем справедливы в истории Табмен. При этом, наверное, они понимали важность своих деяний: нелегко быть первым, кто возьмёт на себя ответственность за изображение важной для чернокожих американцев фигуры в мире кино.
Возможно, что по части исторической темы «Гарриет» - важный фильм, однако по художественной части уж точно не такой выдающийся. Сценарий зачастую тормозит в своем исследовании состояния главной героини и жизни чернокожих тех времён в целом, из-за чего выходит слабореалистичная и в чем-то беззубая картина: стоит сюжету зайти на территорию «божественного предназначения», так «Гарриет» вызывает лишь отторжение. Возможно, что реальная Табмен верила в свои видения, но как фильм «Гарриет» слишком сосредоточен на этой почти мистической установке. Подобное делает киноленту наивной и ангажированной, вместо того, чтобы сосредоточиться на силе духа и храбрости: меньше патетики о «страдающих неграх» и больше беспристрастности для аудитории – и перед нами достойная картина на тему рабства.
5 из 10