Неудавшийся ритуалДва года назад я познакомился с Адамом Нэвиллом, которого на родине окрестили 'британским Стивеном Кингом'. Не знаю, почему Адаму дали такое позорное прозвище (уж простите, но Стивена Кинга я считаю одним из самых переоцененных писателей современности), но так или иначе суть звания более чем оправдана: я прочитал книгу 'Судные дни', которая до сих пор в моем личном рейтинге стоит в одном ряду с другим шедевром 'Террором' Дэна Симмонса, депрессивный мистический триллер 'Дом малых теней' и 'Ритуал', на который Netflix поставил экранизацию.
'Ритуал' Адама Нэвилла для меня до сих пор остается образцом того, как из банальнейшей заявки и не менее банальнейшего сюжета (4 чувака пошли в турпоход и потерялись в лесу, в котором обитает какая-то дичь, лол) можно сделать великолепный хоррор. Получилось ли у Дэвида Брукнера передать дух мрачного шведского леса, в котором оказались главные герои? Да, Брункер и его команда идеально подобрала место съемок. Настолько атмосферного леса я не видел со времен новой Ведьмы из Блэр Адама Вингарда. Плотные стены из деревьев и другой растительности, в узких просветах которых проскальзывает силуэт бабайки. Хижина, покинутая обитателями, но сохранившая в себе мрачную энергетику, которая овладеет осмелившимися заночевать в доме героями. В общем, атмосфера в фильме вышла отличной. А в любом хорроре, атмосфера - это фундамент, на котором прочно стоят другие, не менее важные составляющие: сюжет, персонажи и хоррор-элементы.
Сюжет фильма имеет расхождения с первоисточником, причем весьма значительные. Если в книге центральный персонаж 'Ритуала' Люк был неудачником-нищебродом в отличие от состоявшихся друзей и сильно страдал от этого, из-за чего по ходу книги возникали конфликты, то в фильме социальный статус героев не имеет никакого значения. Здесь центром всего является чувство вины главного героя за гибель лучшего друга. Во второй половине книги лесной хоррор уступил место хоррору с металистами-фанатиками с жертвоприношениями, в фильме же - просто фанатиками с жертвоприношениями. Мне, наверное, не нужно говорить, какой вариант мне нравится больше. В общем, на мой взгляд, можно было обойтись без отсебятины, но это не сделало фильм хуже, нисколько.
'Ритуал' Брукнера - достаточно редкий пример того,
как нужно расставлять акценты в хоррорах, и редкий случай, как можно без скриммеров нагнать жути. 'Ритуал' вообще можно назвать эталоном сбалансированного ужастика - там, где должно быть жутко, Дэвид Брункер делает жуть, там, где должно быть смешно, Брункер добавляет действительно смешные реплики и комментарии персонажей, там, где нужно устраивать лютый экшн, Брункер идет в разнос. При этом впечатления, что фильм не следует каким-то канонам (если они вообще есть) или снят как по учебнику, нет. Просто акценты расставлены очень грамотно, а это очень важно.
Мне немного тяжело описывать персонажей, поэтому ограничусь тем, что персы вышли отличными. За них реально переживаешь, гибель каждого героя воспринимаешь всерьез. Эмоциональная привязка к героям обеспечивается не в последнюю очередь за счет грамотного обращения сценариста с первоисточником.
И, самое главное, все эти три составляющие держатся на самом главном - атмосфере. Без нужной атмосферы и с бездарной режиссурой при сохранении выше описанных компонент 'Ритуал' вышел бы в лучшем случае посредственным ужастиком, но по факту мы имеем один из лучших хорроров 2017 года. Если бы в фильме было больше хоррор-моментов с усиленным фокусом в сторону психодела, то, уверен, 'Ритуал' мог бы реально конкурировать с в одно время вышедшим 'Оно' Мускетти. Но в 'Оно' все же было больше страшилок и больше психоделических приемов.
Так что ставлю лайк, всем любителям ужастиков рекомендую к просмотру, а также настоятельно советую познакомиться с книгами Адама Нэвилла, удовольствие гарантирую.