Художник между Богом и ДьяволомСейчас многие сравнивают фильм Кончаловского 'Грех' с фильмом Тарковского 'Андрей Рублев'. Мало того, что фильмы мало похожи (ну разве что оба про художников), они просто противоположны по главной мысли, которую пытаются донести оба режиссера.
Тарковский изначально хотел назвать свой фильм 'Страсти по Андрею', то есть в названии приблизить основную мысль фильма ближе к Евангелию. Главной мыслью Тарковского было показать в кратких новеллах поиски различных путей, которые ведут различных людей к Богу. Это и наивная попытка монаха приблизиться к Богу на пузыре, надутом горячим воздухом, и путь к Богу через Веру, Надежду и Любовь: проверка своей веры монахом, которому сейчас зальют расплавленный свинец в глотку, надежда Бориски только на Бога во время плавки колокола, и осознание Божественного откровения как любви в догматическом споре Андрея с Феофаном. Все ищут Бога, каждый по своему. И в этом мощный заряд фильма, который выражается в конце в изображении икон как в доказательстве того, что Андрей Рублев Его нашел.
Почему же Кончаловский назвал свою картину 'Грех'? Потому что Микеланджело не ищет Бога, то есть абсолютно. Он про него даже не думает. Самые отвратительные персонажи фильма постоянно говорят Микеланджело, что он 'божественный', но он их не слышит, вернее не хочет слышать. Ему везде мерещится не Бог, но Дьявол: он его слышит, видит, ощущает. Микеланджело не понимает, кто руководит им в его творениях - Бог или Дьявол. Как получается, что он создает такие произведения искусства без веры в Божественную красоту? - И в этом его грех. У Микеланджело нет ничего - на Веры, ни Надежды, ни Любви. И все вокруг постоянно ему про это говорят. Поэтому его произведениями восхищаются, но перед ними не молятся. Восхищаются мастерством изображения, реалистичностью, внешней идеальной красотой, но не чувствуют внутренней божественной энергии, не видят этого внутреннего света. И в этом грех художника.