У фильма «Доктор Сон» режиссера Майка Флэнегана есть лишь одна действительно весомая проблема: при том, что это хорошая экранизация романа Стивена Кинга, это плохое продолжение «Сияния» Стенли Кубрика, а именно так фильм позиционируется.
Для самонадеянной демонстрации связи с культовым фильмом создатели вытянули из него визуальные образы, при этом снимая совершенно другое, координально отличное от кубриковского кино. Если бы не флэшбеки с двойниками актеров из оригинальной ленты и знакомые образы из отеля «Оверлук», не было бы ни малейшего повода воспринять «Доктор Сон» как продолжение фильма 1980 года, ведь драматургические предпосылки для нового витка событий дает именно роман Кинга «Сияние», а экранизация Кубрика шла совершенно другим путем, являясь вольной авторской интерпретацией с уникальным стилем и неповторимой режиссурой. Это был тонкий психологический триллер, где мистические элементы показаны максимально абстрактно, являясь в сущности аллегоческими, когда как экранизация «Доктора Сна» наследует именно кинговскую, более прямолинейную манеру прочтения мистических образов, и с этим наследием Флэниган справился очень достойно, но не с попыткой примирить непримеримое. Его фильм является крепким зрительским фентези-триллером до тех пор, пока находится на расстоянии от декораций кино-предшественника и рассказывает свою историю в своей манере, лишь иногда перебиваясь флэшбеками. Но как только наступает 3й акт, приходит неловкость от того несозвучия, диссонанса, что ощущается из-за стилистической и концептуальной разницы между кубриковским оригиналом и данным сиквелом. Просто не вяжется одно с другим, и 3й акт от этого буквально становится в восприятии зрителя тематическим парком. Стилистика Кубрика в данном случае лишь обертка, ведь Флэниган не продолжает исследовать территорию неочевидных смыслов, открытую классиком, а занимает эту территорию привычными жанровыми приемами, из-за чего все эти образы из оригинального фильма можно смело заменить новыми аналогами абсолютно без потери осмысленности сюжета.
Тем не менее, «Доктор Сон», повторюсь, совсем не плох. Это качественная, хоть и совершенно жанровая работа с интересно поставленным сюжетом, эффектной картинкой и убедительной актерской игрой. Макгрегор и Фергюсон прекрасны, но в контексте актерской игры в памяти отпечаталось больше всего коротенькое появление Джейкоба Тремблей — мальчишка феноменально убедителен. Сама подводка к отелю «Оверлук» вполне оправдана сюжетно, но, увы, это не должен был быть именно кубриковский «Оверлук».
Мне кажется, данный фильм мог бы быть отличным продолжением некого другого, гипотетического «Сияния», близкого по духу к книжному первоисточнику и, собственно, к самому сиквелу. Я бы посмотрел «Сияние» от Майка Флэнегана
6,5 из 10