Экзистенциализм по-корейскиЛи Чхан Дон хоть и сам в прошлом успешный писатель, свои произведение экранизировать не хочет. Тем не менее, как в
«Тайном сиянии», так и в «Пылающем» режиссер для написания сценария обращался к литературному первоисточнику. В обоих случаях это короткие рассказы, которые скорее служат вдохновением для истории, которая развивается на экране. В последнем своем фильме, кроме короткой истории
«Сжечь сарай» Мураками, Чхан Дон основывается и на одноименной истории
Уильяма Фолкнера. Однако первоисточник для режиссера служит скорее легким напутствием, чем пошаговой инструкцией, особенно если учесть, что происходящее в истории Мураками укладывается в нескольких главных сцен фильма.
Главный герой фильма
Чжонсу - мелкий разнорабочий - случайно встречает в городе свою знакомую из детства
Хаэми, которую он сначала не узнаёт. Возможно парню странно её видеть не в маленьком городе на границе с Северной Кореей где они выросли, а в Сеуле? Или всё дело в пластической операции, благодаря которой она полностью преобразилась? Они идут выпить, у них завязывается роман. Хаэми просит Чжонсу об одолжении - она улетает путешествовать в Африку и просит парня покормить кота (который как бы есть, но которого как бы нет) в её отсутствие. Возвращается она с
Беном, загадочным молодым человеком, который своей скрытностью, хорошими манерами и счетом в банке создаёт впечатление фигуры уровня Джея Гэтсби. От отношений внутри странного любовного треугольника фильм постепенно переходит к мистическому триллеру, когда Бен рассказывает Чжонсу о своём необычном хобби.
В «Пылающем» Ли Чхан Дон скорее играется не с жанрами, а с жанровыми конвенциями, создавая постоянно преображающийся и трансформирующий фильм. Его жанр действительно сложно определить - мелодрама это, триллер, драма или детектив? Возможно всё вместе, но цельность фильму придаёт именно его хичкоковский саспенс, который чувствуется с первых минут. Изменчивость и двусмысленность всего происходящего на экране диктует испытываемое напряжение, ведь каждый диалог и кадр пронизаны некой непредсказуемой материей. Взять Хаэми - видоизмененная
femme fatale фильма, каждое слово или фраза которой абсолютно ненадежны. Ненадежны настолько, что какую-то часть фильма главный герой занимается тем, что выясняет где была хоть какая-либо правда в словах девушки. Или вечно скучающий Бен, молодой аристократ и богач, род занятий которого покрыт тайной, а природа его хобби пугающе странная. Игра с ожиданиями - классический режиссерский прием, который Ли Чхан Дон использует осторожно. Он уважает своего зрителя, потому рассказывает историю, смысл в которую должен вложить сам зритель. Возможно поэтому среди критиков появились сравнения «Пылающего» с «Малхолланд Драйв» Дэвида Линча - разве есть пример фильма еще более двусмысленного и полагающегося на зрительскую интерпретацию?
Поэтичность киноязыка Чхан Дона напоминает постулаты Михаила Эпштейна о метареализме, «который напряженно ищет ту реальность, внутри которой метафора вновь может быть раскрыта как метаморфоза». И возможно параллель между творчеством школы русской поэзии 80-х и южнокорейского режиссера не самая очевидная, однако одна из целей у них похожа: раскрыть поэзию реальности, которая спрятана внутри метафоры и объединяет её разошедшиеся значения — прямое и переносное. В «Пылающем» метафор как раз предостаточно, и одержимость автора метафорами передаётся даже в диалогах персонажей. В конце концов, главный герой - начинающий писатель, который никак не может найти свою историю. По словам режиссера, именно гнев Чжонсу (как и гнев молодого южнокорейского поколения) стал двигателем истории. Его социальное положение, разочарование в своей собственной семье и жизни, нерешительность и пассивная агрессия делают из него бомбу замедленного действия. В фильмах Ли Чхан Дона жизнь циклична, история повторяется, а за ошибки и грехи отцов непременно будут страдать дети.
Вернувшись из Африки, Хаэми рассказывает о двух танцах бушменов: танце «маленького голода» и танце «большого голода». Маленький голод - это голод физиологический, желание поесть. Большой голод - желание познать мир и себя. Как раз от большого голода и страдают персонажи «Пылающего» - они отчаянно пытаются получить ответы на свои экзистенциальные вопросы, но к ответам приблизиться не могут. Не потому, что плохо стараются, а потому, что познать себя (не говоря о ближнем) практически невозможно. В итоге, «Пылающий» - это шедевр «между строк», минималистичный, но впечатляющий фильм о поиске смыслов, который неокрепшего зрителя испугает хронометражем, а крепкого зрителя заразит экзистенциальным кризисом и любовью к восточному кинематографу.
9 из 10