Очень странные дела: КаюгаПосле того, как в американском обществе стали набирать обороты совершенно невеселые тенденции, связанные с политической программой сенатора МакКарти, спровоцировавшей так называемую «Охоту на ведьм», способную превратить любого гражданина в шпиона, сотрудничающего с властями Советского Союза, обычным людям стало совсем непросто обсуждать злободневные вопросы и критиковать чиновников, ведь это могло спровоцировать волну репрессий и лживых обвинений, от которых впоследствии было бы совсем непросто избавиться. И это в свою очередь спровоцировало всплеск развития научной фантастики, которая казалась власть имущим совершенно безобидным видом развлечения, в котором нечего искать скрытых домыслов или намеков. Однако прозорливые творцы умело вставляли меж строк свое истинное видение сложившейся в стране ситуации, выстраивая острую иронию и донося до аудитории дельные мысли в особой завуалированной форме, позволяющей отрешить от себя лишние подозрения и оставаться в спокойствии. В те далекие времена на экраны вышло немало увлекательный научно-фантастических произведений, многих из которых стали классикой жанра. Оригинальное «Нечто», с коего потом возьмет пример и вдохновение Джон Карпентер, «Невеста монстра» и даже «План 9 из открытого космоса», каким бы специфическим он не был, олицетворили собой эпоху и послужили блестящей иллюстрацией того, что происходило с Америкой в 50-х, когда с одной стороны война осталась в прошлом и можно было заглянуть в будущее и предположить, что нас ожидает уже через пару дивных десятилетий, а с другой люди банально боялись сказать лишнее слово и от этого оказаться под подозрениями в предательстве Родины. И все же несмотря на всю проблематику былой эпохи, она продолжает оставаться манящим ориентиром для многих кинематографистов, которые испытывают чувство ностальгии и пытаются в нее вернуться, чтобы отвести не только свою страждущую душу, но и удовлетворить потребности аудитории, идеализируя некоторые исторические моменты, чуточку приукрашая действительность и тем самым намекая, что в прошлом все было не так страшно, и порой туда хотелось бы вернуться хотя бы на пару дней, чтобы соприкоснуться со временами, от представления которых голова приятно идет кругом. Решил не отставать от своих многочисленных ностальгирующих коллег и дебютант Эндрю Паттерсон, взявшийся за «Бескрайнюю ночь», снятую в лучших традициях классического сай-фая, который ныне пребывает в особой жанровой резервации, куда частенько заглядывают истосковавшиеся по былым временам зрители.
Итак, сюжет фильма переносит нас в небольшой городок Каюга образца конца 50-х. В один из самых обыкновенных вечеров практически все местное население отправляется на просмотр баскетбольного матча любимой команды улицы пустеют и вроде бы самым запоминающимся событием недели может стать победа в игре, но на деле все оказывается не совсем так, как ожидалось. Отправившись на вечернюю рабочую смену, телефонистка Фэй (Сьерра МакКормик), а также радиоведущий Эверетт (Джейк Хоровиц) безмятежно разговаривали о своем, представляли недалекое будущее и также, как и все, не ожидали ничего особенного, помимо результатов матчей, однако совершенно неожиданно они словили таинственный звуковой сигнал, с коим явно связано нечто сверхъестественное.
Несмотря на обилие ностальгических проектов, будь то «Очень странные дела» или «Лето, 83», притягивающих внимание зрителей, словно некая давно забытая, но вовремя вернувшаяся диковинка, «Бескрайняя ночь» смогла не затеряться на фоне более дорогих, масштабных и претенциозных проектов, заслужив несколько весьма значимых премий на парочке престижных фестивалей, после чего лента нашла уютное прибежище на сервисе Amazon, обеспечившем ей достаточную аудиторию и сравнительную известность. Конечно, до тех же «Очень странных дел» истории, случившейся в городке Каюга, дотянуться не получится, и тем не менее ее создатели постарались по полной программе воспользоваться ностальгическими нотками, тем самым обеспечив себе должное внимание и уважение со стороны критиков и зрителей. Примечательно здесь и то, что Эндрю Паттерсон вдохновлялся отнюдь не только жанровым кино 50-х и общими мотивами тех лет, но и некоторыми таинственными эпизодами, случившимися в Америке уже в следующем десятилетии. Речь идет о Кексбурсгом инциденте и исчезновениях у Лейк-Фосс. Конечно, режиссер не собирался их цитировать в полной мере, а лишь вдохновился ими, однако в некоторых моментах повествования ощущается атмосфере зловещей неизвестности, которая одновременно пугает и манит к себе. Говоря о Кексбургском инциденте, то не лишним будет упомянуть, что он связан с огненной точкой в небе, которую заметило немало людей в тихом провинциальном городке, что породило за собой массу теорий заговора. Что же касается исчезновений у Лейк-Фосс, то близ этого озера в свое время пропало немало людей, некоторые из которых отыскались на самом дне спустя пару десятилетий вместе со своими затонувшими автомобилями. До сих пор никто не может понять, чем это место притягивает к себе неудачи, однако внушительное число случившихся инцидентов говорит о том, что у Лейк-Фосс явно непростая энергетика, способная притянуть беду. И Эндрю Паттерсон решил не обходить стороной продолжающие интриговать городские легенды, которые отчасти вдохновили его на продвижение сюжетных линий «Бескрайней ночи».
В отличии от большинства современных сай-фай фильмов, история Эндрю Паттерсона совершенно не пытается ухватиться за какие-то популярные драматические тенденции, динамику и спецэффекты. Режиссер твердо решил отправиться в прошлое, под конец 50-х и выстроить без малого идеальное отображение той действительности, которая к нам уже никогда не вернется. Для этого Паттерсон проделал сложнейшую техническую работу и постарался исключить со съемочной площадки все, что не относилось ко времени действия. Таким образом, «Бескрайняя ночь» становится неким духовным собратом первой части «Назад в будущее», где действие также разворачивается в 50-х и показано поразительно достоверно и чуточку романтично невзирая на скромный производственный бюджет. У Паттерсона, также, как и у Земекиса, ничего лишнего в кадр не попадает. Раз обстановка должна быть аутентичной и режиссер требует этого больше всего иного, значит декораторам приходится работать сверх нормы и не задавать лишних вопросов. Автомобили, одежда, домашний инвентарь и прически в «Бескрайней ночи» просто безукоризненны, однако при всех технических деталях нельзя также забывать и о драматургии, без которой все съемочные изыски могут оказаться бессмысленными.
Паттерсон не стремился к демонстрации стремительного экшена, а подошел к рассказу уверенным, спокойным, выверенным шагом. Готовьтесь к тому, что изрядная доля «Бескрайней ночи» пройдет за разговорами, коих действительно очень много. И если поначалу это может показаться тяжеловесным для восприятия сюжета, то со временем в ритм и стилистику фильма втягиваешься и начинаешь на пару с главными героями выстраивать свои теории заговора, которые вроде бы совершенно фантастичны, но вместе с тем всегда есть шанс, что где-то за углом происходит что-то таинственное и оно в конце концов может оказаться более реальным, нежели поиск советских шпионов и предателей, который так истрепал нервы и здоровье американских граждан в середине прошлого века.
7 из 10