О тех, кто рядом.Крайне необычный выбор фильма для заметки. Это драматический триллер, в котором ожидаемо драмы больше, чем саспенса. Лента французская и крайне злободневная.
Уже очень давно существует материнские «страшилки» о бедах, с которыми сталкиваются семьи приглашая в дом чужих людей для помощи с детьми. Эти ситуации уже давно стали завсегдатаями криминальных хроник и различных социальных шоу. Общество сформировало запрос на такого рода услугу и одновременно создает способы защиты от зла и недобросовестности. Камеры, способы слежения, рекомендации, программы тестирования и психологического анализа. Куда деваться. Институт брака стал иной. Оба супруга хотят развиваться гармонично. Никто не должен полностью растворяться в своих чадах. Общество все-таки пришло к тому, что это не на пользу ни детям, ни родителям. Следствием стал вопрос, как найти того самого человека, который поможет семье, но не перейдет грань, уживется или хотя бы не навредит. Тема эта обширна как океан. У меня нет детей, но есть друзья с детьми и косвенно эта проблема мне близка и даже изучена.
Кино, как зеркало социума, также не забыло эту тему. Наряду с лубочными комедиями в стиле «Няньки» с близнецами Пол, была и, по своему легендарная, «Миссис Даутфайр». Применительно же к нашей тематике событием и отправной точкой стали конечно же «Няня» 1965 года с Бетт Дэвис и «Рука, качающая колыбель», затронувшие очень драматичную ситуацию, когда зло мы сами пускаем в свой дом и оно губит самое дорогое.
Однако здесь мы имеем дело не столько с социальным кино, да и не с классическим триллером, хотя все элементы присутствуют. Молодая женщина устала быть лишь придатком к детям и не хочет уступать ключевые роли мужу, она хочет не потерять себя, в профессии и обществе. Классический пример, когда молодая мама отдает всю зарплату няне. Сколько таких случаев Вы встречали? Да каждая вторая. Им приходится выдерживать упреки мужей «мол, а зачем тогда», «дешевле дома сидеть и дети под присмотром», да и остальные близкие не в восторге. Однако прогресс не остановить, ну и слава Богу. Присутствует в нашем фильме и необходимое любому триллеру напряжение в кадре и ощущение приближающейся беды. Странные подчас поступки героини, музыка, смущающие зрителя близкие планы глаз, пронизанные страхом и болью. Тревога разлита в каждом кадре. Постоянно ждешь столкновения, разрядки, несчастья.
Тем не менее я настаиваю, что главной задачей режиссера была попытка показать, что не все так очевидно и в мире существует огромное количество одиноких, сломленных душ, иногда нездоровых психически, иногда просто заблудившихся. Это одиночество черной заполняет все их существование, они не могут жить сами по себе, ибо внутри с ними только их кошмары. Это слизкие мерзкого грязного цвета осьминоги (как в нашем фильме) проползают к ним в сердце, сны, мысли, желания, полостью закрывая свет. Единственное спасение найти что то живое, настоящее, не испорченное, которому под силу оттолкнуть эту тьму. Такие люди находят этот свет в детях, чужих семьях, где есть любовь. Как паразиты они пытаются подпитаться ими. Однако это невозможно, так как это не принадлежит им, это чужие семьи и дети. Они лишь могут имитировать жизнь с ними, сублимируя накопленное желание любви на посторонних в принципе людей. Можно ли им помочь. Наверно. В любом случае нужно попытаться. Попробовать прежде всего им самим справиться и найти людей, которые им помогут. Иногда уже слишком поздно и демоны уже никуда не уйдут. В любом случае эта боль не должна становится болью семей, в которых оказываются эти несчастные. У всех своей путь и своя чаша гнева.
Что случилось с нашей героиней, идеальной няней Луизой, зритель не знает. Была ли у нее семья, были ли дети, здорова ли она психически. Все скрыто под ее непроницаемым в большинстве случаев лицом. Но беда была, тайны есть. Это проявляется неожиданными вспышками агрессии или апатии, о причинах которых мы можем только догадываться. Возможно ей можно помочь, но как и кто это сделает? Возможно родители могли быть более чуткими и внимательными и предотвратить несчастье. Возможно они могли бы помочь Луизе. Возможно и не могли. Одни предположения. Не обязаны были точно, но дети то оставались с чужим человеком. Мы не можем знать всего о тех, кто рядом, но можем попытаться. Наверно это становится неважно, когда все кончается. Остается только боль и сожаления. Надо было догадаться, помочь, выгнать, защитить самое ценное. Однако повернуть назад нельзя. Повторю, у всех своя чаша гнева.
Карин Вьяр, актриса преимущественно комедийная. Вы можете ее помнить по знаменитой французской комедии «Целуй кого хочешь». Здесь она показала класс драматической игры. Пронзительная работа, без тени смущения, фальши. Она пугает и завораживает, когда хочется отвернуться, но не можешь. Меня же, когда я смотрел последние кадры, пронзала настоящая жалость.
Все мы бываем одиноки. Кто то чаще, кто то реже. Кого то одиночество не сильно тяготит, кому то оно противопоказано. Однако абсолютно любому нужна бывает помощь, протянутая рука.
Надеюсь, такая помощь придет к нам, когда это потребует и главное мы ее не оттолкнем.