С патриотическими фильмами отношения у современного российского кинематографа сложные. Вроде и говорят на каждом углу, что у нас нет цензуры, и денег стало больше, и технологии развиваются, да и вообще родину любить надо, вот только все шедевры на тему Второй мировой войны почему-то остались в советском прошлом. И каждый раз задаешься вопросом, почему на 9 мая выходят не новые «Летят журавли» или «Баллада о солдате» с «Ивановым детством», а неуклюжие и клюквенные поделки, напоминающие либо компьютерные игры, либо сочинения троечника «ко дню Победы». Ведь трагических тем в нашей истории хоть отбавляй – как взятый за основу фильма Алексея Козлова случай с баржей № 752 (или 725), затонувшей в ночь на 17 сентября 1941 года в Ладожском озере, унеся жизни более 1000 эвакуируемых из Ленинграда человек. Так как же быть, когда свое масштабно-патриотическое кино сваять хочется, но в памяти создателей жесткой занозой сидят «Титаник», «Спасти рядового Райана» и «Дюнкерк»?
Начинается сей шедевр в современном Петербурге, где некая бабушка Анастасия без особых эмоций рассказывает журналистам, как девочкой она села на одну баржу и полюбила мальчика («вот только у меня нет его фотографии» - знакомо, не так ли?). Не особо углубляясь в переживания старушки, действие живенько перескакивает с пролога в Ленинград начала 40-х (который, играющая маму Насти, а также по совместительству являющаяся мамой самой актрисы и депутатом ЗакСа Анастасия Мельникова называет по инерции Питером), и вот мы видим ее юной девушкой, отправляющейся в эвакуацию через Ладогу вместе с любимым парнем Костей, которого высокопоставленный отец тоже высылает на дряхлой барже подальше из города. Также в сюжет вводится папа Насти, осужденный враг народа, от него семья ранее отреклась и продолжила жить в огромной шикарной квартире – его самого, судя по сценарию, прямо в костюме отсылают сразу на фронт, видимо, с условием непременной смерти на передовой. Ну и венчает список условных центральных персонажей злобный гэбэшник с мажорским видом и на модной ретро-тачке, в которой будет непременная сцена с поцелуями и запотевшими окнами (без участия Мельниковой-младшей, ей еще нельзя, да и рейтинг картины 12+).
Относительно фильма есть пара хороших новостей и много не очень, поэтому начнем с позитивных аспектов. В списке актеров отсутствует Александр Петров – хотя бы за это большое спасибо. Правда, об игре остальных сказать особо нечего ввиду того прискорбного факта, что люди изображают лишь пару-тройку ситуативных реакций, так как все характеры подменены шаблонными типажами (наивная девочка, героический мальчик, гэбэшник-злодей, переживающая мама и остальные военные и гражданские статисты). Уже хорошо, что они не раздражают и, учитывая полное отсутствие полнокровности в образах, держатся перед камерой уверенно и компетентно. Технический уровень тоже неплох, особенно для фильма, по словам режиссера, постоянно испытывающего нехватку бюджетных средств – например, есть неплохие визуальные решения, хотя они до боли напоминают цветовую гамму и стилистику оператора Хойте ван Хойтема, гениально снявшего вышеупомянутый «Дюнкерк».
А вот то, что представляют из себя сценарий и режиссура, положительных эмоций не вызывает совсем. И ладно бы, если куча перевираний исторических фактов, домыслов и абсурдных сюжетных ходов была убедительно преподнесена, но драматургия «Спасти Ленинград» безбожно проигрывает даже скрипту «Перл Харбора». Про обилие заимствований, при упоминании которых создателями и ура-патриотической публикой оказывается жесткое сопротивление, уже и говорить неловко – уши Джеймса Кэмерона торчат почти отовсюду, что прекрасно видно даже из синопсиса (музыканты, пиликающие на скрипке по шею в воде, тоже имеются). Есть даже переходящий из рук в руки объект, любовно сохраненный бабушкой, только это не сапфир «Сердце океана», ценность которого в «Титанике» была максимально понятна зрителю, а неубиваемые часы, не играющие в истории абсолютно никакого значения. Учитывая, что хронометраж картины составлял чуть больше полутора часов, а денег в распоряжении было немного, сериальщик Козлов, вместо того, чтобы сфокусироваться на отдельно взятой истории баржи и человеческой трагедии, зачем-то стал раздувать из фильма многоплановую эпопею, добавив неуклюже встроенные эпизоды кровавой боевки на Невском пятачке. Скорее всего, сделано это было ради оправдания названия, «приветов» Спилбергу и объяснения присутствия в кадре папы Насти, о котором вообще благополучно забывают и зрители, и сам постановщик. В фильме не ощущается практически никакого драматизма, все подается на холодном носу, картонно, декоративно-глянцево, схематично и бездушно, экшн-сцены выстроены неряшливо, темп грешит сбоями и неровностями. Большая часть кино вообще тратится впустую и топчется на месте, раскрыть драму не позволяет убогий сценарий, зрелищно затопить баржу не дают средства, а довести до ума все сюжетные линии не хватает времени. Вот и вновь имеем что имеем – патриотическую заказуху, не вызывающую ни сопереживаний за судьбу молодых, ни боли от памяти о погибших предках, потому что наличие слов «вторая мировая война» вместе с финальным пафосным шествием Бессмертного полка по Невскому не могут превратить наспех сшитую поделку в героический реквием. Уж моя покойная ныне бабушка, к слову, в начале 40-х вместе с ребенком не успевшая на одно из таких судов и в итоге пережившая блокаду, подобного точно не заслужила.
4 из 10