В мировом кинематографе о вторжениях на Землю со стороны загадочных существ снято огромное количество фильмов, будь это экшен или комедия, драма или хоррор. Но для нашей страны это достаточно редкое явление, поэтому появление любого проекта на подобную тему вызывает как интерес и поддержку среди одной части населения, так и полное безразличие или даже язвительный гнев от лица других зрителей, считающих, что России не следует лезть туда, где уже другие страны достигли наивысшей точки визуально-технических возможностей. Ни для кого не секрет, что большая история требует серьёзных затрат, но то, что сделали продюсеры и режиссер картины «Аванпост», однозначно заслуживает уважение и похвалу. Но при этом у самой картины достаточно других проблем, поэтому некоторое разочарование вполне обосновано.
По сюжету в результате необъяснимого явления почти вся территория планеты погрузилась во тьму пугающего безмолвия, и лишь небольшой участок на территории России остался неприкосновенным. Со временем оставшиеся в живых люди построили мощную базу, но выдержит ли стена и справится ли оружие, если то, что находится во тьме, рано или поздно выйдет из сумрака с единственным намерением уничтожить всех живых?
Если кто не знал, изначально проект задумывался как сериал, но в процессе работы над сценарием продюсеры пришли к выводу, что для телевизионного формата проект становится слишком дорогим, поэтому было принято решение о конвертации проекта в полнометражный фильм. Можно долго обсуждать, соглашаться или нет по поводу концепции сюжетного развития. Безусловно, всем угодить невозможно, но ясно одно, что идея проекта определённо новая, оригинальная, и нигде ничего подобного мы никогда не видели. Для многих это уже достаточный аргумент для знакомства с картиной, но при более подробном изучении, к сожалению, наружу всплывает немало сценарных недочётов и упущений. Увы, но даже у самых известных авторов есть свои слабые места, и Илья Куликов в этом плане не исключение. Да, его проекты врезаются в память, становятся хитами и бьют все возможные рекорды, но при всей оригинальности захватывающих идей во многих проектах очень плохо проработаны арки героев, а в некоторых случаях они и вовсе отсутствуют, тем самым не давая возможности раскрыться этим самым героям, понять их и сопереживать должным образом. И в «Аванпосте» мы наблюдаем ту же картину. Персонажей в фильме много, но ни у кого нет полноценной личной истории. Проскальзывают некоторые обрывки, присутствуют намеки и прослеживаются предпосылки, но в конце мы все-таки понимаем, что так и не увидели никого из героев по-настоящему, как это должно быть по законам драматургии. У Куликова обычно все герои изначально заявляются в конкретном образе, и в таком состоянии они проходят весь путь от начало и до конца, при этом никак не меняясь, ничего не приобретая и тем более не теряя. Все образы героев как каменные статуи, которые нельзя подвинуть, исправить или изменить. Если концепция (идея) проекта сильная, то подобные упущения стараешься не замечать, но в других случаях вся очевидность сразу всплывает наружу. На актёрский состав «Аванпоста» тоже не стоит возлагать особых надежд, потому что, несмотря на звездные имена, практически все актеры ничего не играют, а просто проговаривают текст, стреляют, бегают и делают серьёзный вид.
Хронометраж картины составляет два с половиной часа. За это время происходит много событий с постоянным присутствием отличного экшена. Каждый герой по своему любопытен, у некоторых есть личные проблемы, но автор так и не подводит ни одну сюжетную линию к логическому завершению, оставив все на полпути, тем самым намекая всем на очевидное продолжение.
Безусловно, проект является прорывным для отечественного кинопроизводства. Ничего подобного и в таких масштабах еще не выходило на наши экраны. И пусть «Притяжение» Бондарчука в какой-то степени превосходит по качеству компьютерной графики, но по зрелищности откровенно проигрывает. «Аванпост» — прекрасный экшен для массового зрителя, где есть практически всё для настоящего погружения в мир глобального постапокалипсиса. Первые минуты наполнены яркой динамикой и стильной постановкой со всеми вытекающими последствиями в визуально-техническом аспекте, выраженные в декорациях, спецэффектах, костюмах, картинке, монтаже и звуке. Затем к середине наступает период смысловой нагрузки, где герои много говорят, обсуждают, готовятся и предпринимают определенные шаги. По структуре и ощущениям это напоминает фильм «Земля, которая остановилась», где авторы доносят до зрителя некий посыл, аргументы и важную информацию. Но, как ни странно, именно этот период и вызывает не самые приятные впечатления, хотя на повестке поднимаются весьма важные темы для обсуждения дальнейшего выживания. Именно на этих моментах некоторые зрители потеряют интерес к всему происходящему и, возможно, даже захотят прервать просмотр (в таких моментах как раз спасают личные истории героев). Но зато в предфинальной части всех ждет поистине ярчайшее зрелище эпических масштабов, где будет много стрельбы, взрывов, мяса и крови. Толпа врагов в буквальном смысле стеной пойдет на главных героев, превращая головокружительное мочилово в нечто похожее на сцены из фильма «Война миров Z» с Брэдом Питтом в главной роли. Их будут взрывать, резать, давить и массово отстреливать до тех пор, пока в определенный момент всё немного закрутится в другой плоскости сюжетного развития. Вся финальная часть с отголосками из «Прометея» Ридли Скота с одной стороны завершает часть истории, но в то же время открывает новую главу для дальнейших приключений. Но вот будут ли они, покажет время, а пока, остается надеяться, что фильм все же найдет своего зрителя и порадует его добротным зрелищем. Приятного просмотра.